Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

Психологическая информация » Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

В психологии традиционно значительная часть исследований посвящена изучению семьи и внутрисупружеских отношений. Смежные дисциплины (семейное право, социология и демография) также проявляют интерес к негативным явлениям в развитии института семьи, поэтому их достижения и результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.), т.е. изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др.

Все эти исследования объединены общей метацелью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значение которой и позволяет судить о том, что лучше для супругов и на какой стадии развития семьи - традиционность или эгалитарность ролевой структуры, высокая доминантность или низкая и т.д.

Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевает или открыто признает большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому (Торохтий В.С., 1966; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Дружинин В.Н., 2000; Москвичева Н.Л., 2000; Гурова Р.Г., 2000 и др.).

Исследования же установок (аттитюдов) супругов зафиксированы, преимущественно, в работах психотерапевтов различных направлений (В.Сатир, А. Эллис, М. Боуэн, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.). Однако, хотя аттитюд изучался достаточно широко (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, П.Н. Шихирев, И.Р. Сушков, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов и др.), по сей день предпринимаются попытки задать ему более четкие границы, выявить реальные условия и факторы, определяющие силу и возможности его влияния на реальное поведение.

Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности - неуспешности брака, позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, и влияющих на удовлетворенность супругов браком, нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование (в том числе, и наше), касающееся института семьи и брака, является актуальным

, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации отношений в семье.

Объект исследования: выборка из 40 человек (20 мужчин и 20 женщин), состоящих в браке (20 супружеских пар со стажем брака от 1 до 25 лет). Подробное описание см. в «Методике исследования».

Предмет исследования: удовлетворенность браком как феномен межличностного восприятия, выражающий степень удовлетворенности потребностей супругов в высоком качестве семейных отношений и в личностном росте.

Цель исследования: Изучить и выявить факторы, наиболее сильно влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями с целью разработки в будущем на этой основе программы оптимизации отношений в семье.

Гипотезы:

1. Оптимистичное представление супругов о людях связано с их высокой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как неоптимистичное представление о людях связано с низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями.

2. Представление супругами роли детей в жизни человека, как более значимой, связано с их высокой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как представление супругами роли детей в жизни человека, как менее значимой, связано с их низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями.

Задачи:

1) Провести анализ литературы по темам удовлетворенности браком (УБ) и аттитюдов;

2) Выделить факторы, влияющие на удовлетворенность браком и определить наиболее значимые, с точки зрения авторов, сферы семейной жизни, отношение супругов к которым выражается в их установках (аттитюдах);

3) Провести исследование аттитюдов и удовлетворенности браком в 20 супружеских парах с помощью выбранных методик;

4) Провести анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики и найти подтверждения или опровержения выдвинутым гипотезам;

5) Обсудить результаты исследования и (или) сравнить их с данными, приводившимися в теоретических главах;

6) Сделать выводы: по проведенному исследованию, о его практической значимости, о перспективах проведения дальнейших исследований.

Используемые методики:

1) Для диагностики удовлетворенности браком использовался «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)» (Психологические тесты, 1999).

2) Для диагностики оптимистичного / неоптимистичного представления о людях и более / менее значимой роли детей в жизни человека использовалась методика «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987).

Научная новизна исследования заключается в выделении конкретных установок (аттитюдов) супругов как факторов, влияющих на удовлетворенность супругов семейно-брачными отношениями, в то время как традиционно принято выделять массив супружеских установок, о влиянии которых на удовлетворенность браком не приводится научно обоснованных данных.

Статьи по теме:

Деятельность и сознание.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, не ...

Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заб ...

Определение интеллектуальной активности.
Чётко очерченного теоретического содержания сам термин «интеллектуальная активность» не имеет. За ним до сих пор сохраняется изначальный смысл латинского «activus» – деятельный, энергичный. Формально-динамические характеристики деятель ...