Чем более зрелом и мудрым становится любой человек, тем отчетливее он понимает, что ощущение полноты жизни определяется в первую очередь качеством решения, сугубо психологических проблем.
Представления среднего человека о собственном внутреннем мире крайне примитивны и скудны, не приведены в стройную систему взглядов.
Если мы не садимся за руль автомобиля без подлежащей подготовки, то как мы можем отправляться по жизненному пути без мало-мальски подробной «инструкции»?
Первым вопросом в такой «инструкции», является главный вопрос – поиск каждым человеком смысла жизни.
Некоторые психологи утверждают, что смысл есть «ни что иное, как защитные механизмы, реактивные образования…»
Но человек не может существовать только для спасения своих «защитных механизмов».
Вопрос поиска смысла жизни в психологии именуется «логотерапией», то есть терапией духовных измерений человека.
«Если у личности имеется вопрос: «Зачем я живу?», она может вынести любое «Как я живу»--говорил Ницше, один из основоположников логотерапии. Опасное заблуждение считать, что человеку прежде всего требуется равновесие, в первую очередь ему требуется борьба за какую-то цель, достойную его.
Это его духовная динамика, создающая необходимое жизненное движение, то духовное напряжение, которое и является признаком душевного здоровья и гармонии с самим собой.
Одной из основных психологических проблем современного человека является так называемый «энзистенциальный вакуум», или проще говоря-скука.
Скука, внутренняя пустота ставят перед психологом огромное количество проблем, которые растут с угрожающей быстротой. Человек боится остаться наедине с собой, впадает в депрессию, ощущает пустоту существования, обретает стойкие неврозы. Немало случаев самоубийства, алкоголизма, юношеской преступности можно объяснить только «экзистеннциальным вакуумом». Этот вакуум приобретает иногда, глубоко скрытые формы—стремление к власти, включая ее наиболее примитивную форму-желание денег, стремление к удовольствию, сексуальная компенсация и т.д.
Ни один психолог не сможет ответить на вопрос о смысле жизни одной фразой, поэтому важен не смысл вообще, а специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени.
Логотерапия (поиск смысла жизни) ставит перед личностью проблему актуализации жизни, т.е. самоактуализации. Самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя, т.е. не имеет выхода во внешний мир.
Согласно логотерапии, самоактуализация возможна тремя путями:
1. совершая дело, 2. переживая ценности, 3. путем страдания.
Первый путь, путь достижения или осуществления цели, очевиден.
Здесь – самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне них самих.
Дело для них является своего рода призванием (в лучшем смысле этого слова), для них исчезает разделение понятий «труд» и «радость». Все они тем или иным образом находят смысл жизни в поисках бытыйных ценностей (истина, красота, справедливость).
Существование этих ценностей бытия является толчком к самоактуализации. Подавление в себе этих ценностей порождает определенный тип, современных неврозов, например, от проживания среди лжецов, от потери доверия к людям, от постоянного лицемерия.
В некотором смысле человеку необходимо жить в душевной и духовной красоте, а не уродстве, хотя большинство людей не подозревают в себе этих потребностей и ощущают постоянный душевный дискомфорт и разлад. Само понятие «самоактуализации» подразумевает наличие личности, «Я», с которым можно работать. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент, определенный биохимический баланс и т. д.
Большинство не склонно прислушиваться к своему «Я», вместо этого ориентируясь на родителей, государственное устройство, власть, традиции и т.д., замещая собственные мнения и проявления обычной и обыденной фальшью.
Обобщая сказанное о самоактуализации, можно сделать следующие выводы: самоактуализация – это предпочтение выбора роста выбору страха, умение прислушиваться к голосу собственного импульса, умение быть честным с собой и моменты принятия на себя ответственности, реализация потенциальных возможностей.
Статьи по теме:
Контроль и самоконтроль подростка.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного доверия. Когда ...
Управление конфликтами
Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, п ...
Гнев ребенка.
Гнев является естественной реакцией для всех, включая ребенка. Задача родителей — научить ребенка справляться со своим гневом. Это самая трудная часть воспитания. Большинство родителей неправильно реагируют на гнев ребенка, что приводит к ...
Актуальное