Здоровая и дисфункциональная семья.

Психологическая информация » Оптимизация общения в семье » Здоровая и дисфункциональная семья.

К. Витакер считает, что здоровая семья та, которая способна себя актуализировать, т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. «Признаки здоровой семьи: способность воспринимать себя во времени и пространстве; способность осознать свое изменение; способность понять, что роли в семье изменяются и любая роль в различный момент времени и в различном месте может быть исполнена другим членом семьи… В подобной семье есть свобода объединения и обособления. В ней нет одного лица, ответственного за что либо, а тем более – ответственного за все». Понятно, что в здоровой семье тоже возникают проблемы, но она умеет и учится их разрешать.

В процессе работы с семьями, в центре психолого-медико-социального сопровождения, мы создали определенную концепцию, основанную на практических данных.

Проводя консультации в Центре психолого-медико-социального сопровождения и диагностическое обследование семейных пар, обратившихся за помощью, имеющих различные проблемы в детско-родительских отношениях, чаще всего работа проходит с дисфункциональными семьями, мы нашли у них много общего.

Хочу подчеркнуть, что обращаются за помощью в центр, семьи с определенной спецификой взаимоотношений. Чаще всего это кто-то из членов семьи с просьбой или вопросом: почему ребенок не хочет учить уроки, не хочет идти в школу или сад, избегает общения со сверстниками, родителями, не слушает учителя, убегает из дома, и т.п.

Это дисфункциональная семья, ее особенность – отрицать импульсы, стараться эмоции и их выражения втискивать в уже установленные рамки. Общение в таких семьях ригидное, а не спонтанное. Дисфункциональные семьи считают, что открытый конфликт может их разрушить. Поэтому они избегают разрешать конфликт, стараются его игнорировать, умолчать о нем. В конечном итоге семья застревает в какой-то точке становления и не может дальше совершенствоваться. Этот конфликт напоминает о себе позднее.

Цель психологического консультирования – вырваться из отношений дисфункциональной семьи и приблизиться к здоровой. Путь к этому идет через выработку у супругов умения принять различия друг друга, особенности, согласовать их. Как пишет В. Кемплер, психолог не должен находить за семью какие-либо новые способы взаимодействия, а тем более ценности. Его роль – это роль гида, ведущего к данным ценностям. Эту роль проводника психолог осуществляет во время общения с семьей. Психологическое консультирование помогает совершенствоваться, а происходит это только на основе опыта, приобретенного в процессе взаимодействия психолога и членов семьи.

Статьи по теме:

Методика чернильных пятен по Хольцману.
В отличие от большинства проективных методов методика чернильных пятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическим средствам. Разработан ...

Воспитание до рождения.
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влиян ...

Основные виды конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за ...