Основные феномены и процессы, протекающие в супружеском браке

Страница 2

В супружеской жизни чаще всего встречаются любовь-дружба, влюбленность и романтическая любовь с выраженным сексуальным началом (порождающая более конфликтные формы отношений, встречающиеся чаще на ранних этапах развития семьи). Кроме них Шнейдер (2000) упоминает сторге (спокойную любовь - нежность) и агапе (любовь бескорыстную, связанную с полной самоотдачей и заботой о любимом). Высшие же уровни любви (к Богу, к Родине) возможны, согласно В.С. Соловьеву, « . лишь для личностей с высокоразвитым духом, который неизбежно подавляет организменный . и даже психический уровни деятельности» (Войцехович В.Э., 2000, С. 239). Поэтому эти уровни любви не характерны для супружеской жизни.

Другим интересующим нас фактором являются семейные представления, которые можно назвать синонимами аттитюдов по функциональному основанию. Семейные представления связаны с так называемыми семейными постулатами, семейными сценариями и процессами каузальной атрибуции (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999, С. 82-112). Согласно авторам, ситуационные сценарии (являющиеся представлениями людей о типичных ситуациях в их жизни, таких, как завтрак, обсуждение новостей, поход в магазин и т.п.) играют значительную роль во взаимоотношениях между людьми. Процессы каузальной атрибуции, т.е. наивной интерпретации причин происходящих событий, в свою очередь, помогают (или мешают) супругам разобраться в своих семейных и внесемейных проблемах.

Семейные постулаты, в свою очередь, выполняют интегрирующую функцию, соединяя общие представления человека (о жизни, о людях вообще, о других семьях и о семьях вообще) с его представлениями о своей семье. Разумеется, что комплексы таких представлений далеко не идеальны.

Кроме того, донаучные семейные постулаты могут принимать форму мифов о путях достижения супружеского счастья.

Изучение и структурирование семейных мифов было прерогативой теоретических и эмпирических изысканий преимущественно в психотерапии (Пезешкиан Н., 1993; Алешина Ю.Е., Пек М.С., 1996; Сатир В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Коттлер Дж., Браун Р., 2001 и др.). Не все источники разводят понятия постулатов и представлений, прямо или косвенно «обещающих» супружеское благополучие. Ниже приведем наиболее часто упоминающиеся мифы и прокомментируем их.

1) «Супруги должны быть едины во всех вопросах». О сходстве - различии взглядов супругов мы уже упоминали, однако, заметим, что в психотерапии есть однозначное мнение по этой теме. Согласно Glick & Kessler, конструктивная реализация именно различий во взглядах может обеспечить супругов более широким выбором способов решений их проблем (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999, С. 111). Это может быть осуществимо, согласно теории семейных систем, с помощью способности быть близким к другим, но не зависеть от их мнений, желаний и оценок - быть дифференцированным (Ричардсон Р.У., 1994, С. 49).

2) Миф, связанный с предыдущим: «Для семейного счастья особенно важна эмоциональная и физическая близость, достигаемая через совместное участие в различных видах деятельности». С одной стороны, следование этому мифу может привести к более быстрому разрушению идеального образа значимого другого с последующим разочарованием, а также - к восприятию совместной деятельности как рутины и возникновению признаков «синдрома сгорания» (Кочюнас Р., 1999). С другой стороны, постоянное нахождение в поле зрения человека, имеющего хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающего на наши эмоции, может вызвать к нему чувства от симпатии до романтической любви (Майерс Д., 1997). Это явление похоже на импринтинг. Хотя оно исследовалось вначале на поведении детенышей животных по отношению к их родителям,

существуют указания на то, что процесс, сходный с импринтингом, может происходить в жизни человека при использовании им фиксированных моделей поведения (Чалдини, 1999) или при прохождении им различных стадий развития (Дилтс Р., 1998, С. 182). Это значит, что нельзя точно сказать о вреде или пользе этого мифа для УБ в случае широкой выборки.

3) Миф о волшебной силе любви: «Он любит выпить, но я буду любить его так сильно, что он бросит пить», «Если ты меня любишь, ты будешь знать, что я хочу, прежде чем я попрошу тебя об этом» и т.п. Заблуждений о любви существует множество, однако следует еще выделить неосознанное отождествление любви с зависимостью, которая выражается в желании одного партнера испытывать насыщение и заботу в сочетании с нежеланием переносить боль, связанную с ростом. При этом отсутствует заинтересованность в духовном росте партнера.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Психология юношеской сексуальности
Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета: половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д./; псих ...

Откуда берутся капризы.
"Ты меня любишь?" В жизни каждого малыша ответ на этот вопрос- самое главное. Маленькому человеку нужно быть уверенным в том, что есть на свете кто-то, для кого он является главной и единственной ценностью. От ответа, который по ...

Гнев ребенка.
Гнев является естественной реакцией для всех, включая ребенка. Задача родителей — научить ребенка справляться со своим гневом. Это самая трудная часть воспитания. Большинство родителей неправильно реагируют на гнев ребенка, что приводит к ...