Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в наши дни

Психологическая информация » Особенности психологии коллектива осужденных » Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в наши дни

Страница 1

При изучении психологических особенностей какой-либо группы людей, для более глубокого понимания, вероятно, надо проследить, как данная группа развивалась во времени. Что касается лиц, находящихся в местах лишения свободы, нет смысла погружаться в исторические дебри, начнем с

конца 19 века.

В остроге правит так называемый «бродяга». Его основная привилегия - право играть в кредит, и «майданщик» (заключенный, ведущий игру) обязан верить ему на слово. Бродяга легко его дает, но далеко не всегда исполняет. Слово бродяги только тогда твердо, когда он дает его другому бродяге.

Условия игры в карты были достаточно жестокими, карточный долг подлежал своевременной выплате - долг чести арестанта. Не выплативший вовремя долг заслуживал сурового наказания и объявлялся несостоятельным человеком. В соответствии с кодексом чести арестанта по приговору он переводился в разряд "динамы", т.е. становился самым отвергнутым среди отвергнутых. Всем обитателям камеры предписывалось относиться к нему соответственно. Отныне место ему для сна отводилось у порога камеры, рядом с парашей, и это несмотря на то, что на нарах имелись свободные места. Любому из сокамерников разрешалось его беспричинно ударить, плюнуть ему в лицо, отнять приглянувшуюся вещь. Все работы по поддержанию чистоты в камере становились обязанностью "динамы".

Воровство у товарищей - дело предосудительное, но бродяга может смело воровать у майданщика вино. В этом никто не находит ничего позорного. Всякий более или менее значительный выигрыш сопровождался попойкой, ни один праздничный день без нее не обходился. Появление в тюрьмах водки и других запрещенных вещей обеспечивалось подкупностью сторожей.

Всякий новичок поступает в острог и в тюремную общину обязан внести известное количество денег, так называемого «влазного». Далее, если человек неопытен и простодушен, его спешат запугать, уничтожить личное самолюбие. Доведенный до желаемой степени, он переводится в разряд чернорабочих.

Сильные же люди обращаются за советом к бывалым людям, к «законникам». Около законников новичок становится настоящим полноправным арестантом.

Начало ХХ века.

В дореволюционных тюрьмах и на каторге к началу ХХ века сложилась довольно строгая иерархия среди заключенных. Власть в тюрьме принадлежала тюремным "иванам" - ее аристократам, старожилам. От их воли напрямую зависела судьба каждого арестанта. Заслужить высший титул можно было только преданностью своей профессиии и многократными отсидками. С ним считается тюремное начальство.

Второе сословие - "храпы". Эти всегда и всем возмущаются, все признают неправильным, незаконным и несправдливым как со стороны администрации, так и со стороны сотоварищей От них главным образом исходят всякие слухи и сплетни. Многие из них сами хотели бы быть "иванами", но у них не хватает для этого необходимых личных качеств.

Третье сословие - "жиганы". Мошенники, насильники, проигравшиеся в карты и т.д.

Четвертое сословие - "шпанка". У них в тюрьме не было никаких прав, одни обязанности. Они вечно голодные и гонимые. Их обкрадывали голодные жиганы, их запугивали и обирали храпы. Случайно попавшие в тюрьму, они были не способны к объединению, а отсюда и соответствующее к ним отношение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Психопатии.
ПСИХОПАТИИ (от греч. psycho — душа и pathos — страдание, болезнь) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной сред ...

Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психичес ...

Нравственная сторона дружбы.
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстоян ...