Приемы вербального общения

Психологическая информация » Приемы общения » Приемы вербального общения

Страница 2

«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема за­ключается в том, что учитель комментирует поведение отсутст­вующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, ха­рактеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отри­цательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором — что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.

Как-то два учителя засиделись в школе. Время было позд­нее, уроки давно кончились. Тихо вошла уборщица:

— А Николай-то сидит рядом в классе, развлекается с со­седкой по парте. Что делать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете?

Николая побаивались многие в школе. Разговаривал он резко, временами даже грубо. Кроме двух-трехопытных педа­гогов, ни с кем не считался, учился слабо.

Преподаватели переглянулись.

— Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, — ответил один из них. — Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директо­ра и канцелярии и, кивнув на тонкую перегородку, громко сказал товарищу:

— Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу IX класса! И воли не хватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил ему уйти из школы. Шансов полу­чить среднее образование у него, пожалуй, нет.

Так говорил учитель, который работал в этом классе не­сколько месяцев, знал учеников плохо. Николай был убежден, что второй педагог, его классный руководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается. И вдруг услышал:

— Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будет по-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет до цели!

Расчет на самолюбие ученика дал плоды. На преподавателей, чей разговор услышал, он старался не смотреть, не замечать их. Буквально стал вгрызаться в науки, впервые начал готовить до­машние задания, читать рекомендованную литературу. Окончил IX класс с двумя «тройками» и как-то, уже в начале следующего года, услышал: «А что бы мы с вами делали, коллега, если бы стена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля! Мы были уверены в твоих способностях и волевых качест­вах. Поздравляем с новым, надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты и сейчас хорошо слышишь нас!»

Только после этих фраз наладились отношения Николая с учителями.

Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении школьников — показатель зрелости педагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфи­ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринима­ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опреде­ленные отношения. ...

Здоровая и дисфункциональная семья.
К. Витакер считает, что здоровая семья та, которая способна себя актуализировать, т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. «Признаки здоровой семьи: способность воспринимать себя во времени и пространстве; способност ...

Кинестетические показатели (М. FM, m)
Психологическая интерпретация кине­стетических показателей — самая слож­ная и противоречивая часть работы с тес­том Роршаха. Считается, что этот показа­тель наиболее интимно связан с внутрен­ним миром личности, хотя существуют разные точ ...