Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда

Психоанализ » Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда

Страница 1

«Голос разума – негромкий,

но не умолкает до тех пор,

пока его не услышат».

З.Фрейд

З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант. Увлеченно занимался в физиологической лаборатории под руководством Г.Брюкке – ученика Гельмгольца.

Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины. А затем приват-доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляя научные знания и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии. Полную таинственных явлений. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов – довольно распространенной, «модной» в то время болезни венской интеллигенции.

На этот шаг его толкнуло знакомство с великим Жаном Шарко – французским психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Как начинающий психиатр. Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что психиатрическая клиника может стать местом новой, театрализованной медицины, основанной на словесном воздействии врача на больного.

Фрейд к моменту знакомства с Шарко был сложившимся ученым. Он свято верил в законы физики и термодинамики, в то, что психические явления детерминированы физиологическими процессами в мозгу и теле человека.

Он был весьма удивлен тем, что источником болезни и способом ее устранения могли быть чисто словесные воздействия. Шарко внушал пациенту, что его рука боли не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические травмы, эмоциональные и словесные воздействия, мысли определенного рода, могут быть причиной соматических расстройств, истерического паралича, потери чувствительности (осязания, зрения), навязчивых действий и конвульсий.

Фрейд возвращается в Вену, пытается лечить больных методом Шарко. Но вскоре убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не обладал хорошими гипнотическими способностями, Гипноз давал лишь временное облегчение. Фрейд разочаровался в гипнотическом методе. Уже в процессе практики, опираясь на свой опыт и опыт коллег, он разрабатывает новый метод лечения истерии, названный «методом свободных ассоциаций». Словоизлияние давало врачу материал для анализа психо-эмоциональных установок больного.

Начиная с 1886 года Фрейд упорно работает над совершенствованием своего метода, публикует ряд книг и статей, которые раскрывают природу, конкретных причин и эволюцию истерических неврозов, содержат попытки их классификации. Разработка теории психоанализа, как метода исследования душевных процессов, выдвигается на первый план.

Главным объектом исследования становится «бессознательное». Оно понимается не как заторможенное, пассивное состояние мыслей и чувств, но как «субстанциональная», активная часть «психического пространства».

Постепенно у Фрейда складывается новое представление о человеке, отличное от того, которое сформировалось в эпоху Просвещения и стало в центр личности универсальный общечеловеческий разум. Отказ от образа человека, управляющего разумом, Фрейд называет «коперниканским переворотом» в психиатрии и философии. Возмущенную реакцию общественности он объясняет тем, что в основе поведения и сознательных установок лежит бессознательное ядро личности, связанное с природными инстинктами, респектабельный человек викторианской эпохи чувствует себя уязвленным и униженным. Ведь психоанализ трактует «культурную оболочку» личности – жесты, слова, мысли, поступки – как маскировку и защиту животных инстинктов и антикультурных влечений. Разуму предоставляются только роль слуги инстинктов, страстей.

Психоанализ исходит оттого, что культурная оболочка личности, независимо от того, находится ли она в нормальном или невротическом состоянии, одновременно скрывает и обнажает истинные намерения. Предполагается, что разум врача, да и разум самого пациента в силах понять причины психических затруднений, всякого рода страхов, депрессий, навязчивых мыслей, и с помощью такого понимания освободиться от них. В психоанализе соединяются характерные для нашей эпохи вера в разум и недоверие к нему. Поэтому Фрейда можно назвать и «сыном Просвещения», и человеком, стоящим одной ногой в эпохе модерна.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Страхи и стрессоры людей в пожилом и старческом возрасте
Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощу ...

Этапы протекания социального конфликта.
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и психосоциальной группы ...

Прием и выполнение заказа.
Прием заказа . Для удобства официанта, а также и потребителя заказ следует принимать, находясь с левой стороны от потребителя. Слегка наклонившись к нему, официант делает записи карандашом или шариковой ручкой в книжку, которая должна леж ...