Виды индивидуальной психокоррекции.

Психологическая информация » Психология » Виды индивидуальной психокоррекции.

Страница 2

Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зре­ния клиента, легче подобрать персонально для него убедитель­ные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом раз­ные точки зрения на данную проблему.

Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не от­вергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точ­ки зрения, понять их. Клиент, доверяющий психологу, как пра­вило, на это соглашается и выражает готовность признать пра­воту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую воз­можность, надо договориться с ним о том, что он и психолог на­ходятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые ре­шения.

4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит пробле­му, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и после­довательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог. Разговор с кли­ентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более слож­ным принципиальным вопросам.

5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормаль­ном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологиче­ском состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Как только психолог замечает, что клиент вышел из нормально­го эмоционального состояния, надо сменить тему разговора или изменить тактику поведения.

Внушение предполагает использование следующих основных приемов:

1. Приведение человека в комфортное психологическое и фи­зическое состояние. Если человек слишком возбужден, чувствует себя неловко, если ему неудобно, то он; как правило, внушению не поддается. Клиент должен быть психологически подготовлен к внушению.

2. Отвлечение внимания клиента от посторонних раздражителей и переключение его на психолога. Полностью готовый к внушению клиент должен хорошо воспринимать психолога, ви­деть его лицо, руки, слышать его голос и не откликаться на слу­чайные, посторонние раздражители. Для этого внушение необхо­димо вести в специальном помещении и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих внимание побочных раздражителей.

3. Длительное сосредоточение внимания клиента на чем-то таком, что должно усилить внушающий эффект. Это может быть какой-то предмет, его деталь, монотонно, но достаточно убеди­тельно звучащий голос психолога, слабое музыкальное сопро­вождение.

4. Использование некоторых специальных расслабляющих приемов наподобие тех, с которыми мы уже познакомились, ка­саясь методики аутогенной тренировки. Особенно важную роль играют повторения слов, фраз, плавные, однообразные, ритмиче­ские движения руками.

Для лучшего понимания психологического состояния клиента и для более существенного психологического воздействия при консультировании используются следующие приемы:

1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движе­ния: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компонен­ты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и пси­хологические состояния в данный момент.

2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Дела­ется это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают.

3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом. Известно, что то, на каком рас­стоянии мы находимся от человека во время беседы с ним, ка­кую физическую дистанцию устанавливаем между ним и собой, свидетельствует о том, как мы относимся к человеку. Придвига­ясь ближе к клиенту во время разговора, психолог не только де­монстрирует более доброе к нему отношение, но, со своей сторо­ны, провоцирует клиента на более открытый, доверительный, откровенный разговор. И наоборот: беседа на большом расстоянии свидетельствует о нежелании психолога или клиента сближаться друг с другом и вести интимную, доверительную беседу. Изменяя дистанцию между клиентом и собой, психолог в процессе консультирования может менять и содержание разговора.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Народ и народовластие.
Первые же попытки применения демократических начал народного самоуправления показали, что политическая демократия представляет собой формулу, которая может быть заполнена различным содержимым. По мере включения масс в активную политическу ...

Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы?
Рассмотрим теперь вкратце, что представляет из себя современное исправительное учреждение (далее ИУ) в России, в какие условия попадает в них заключенный (будем считать, что «по первой ходке»). Тюрьмы предварительного заключения, следств ...

Принципы подбора кадров
Подбор персонала на работу является рядом действий, предпринимаемых для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требован ...