Психология бюрократии

Психологическая информация » Психология бюрократии

Страница 1

Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том смысле, какой психология вкладывает в это слово.

Бюрократия как таковая не тождественна организации и организованности вообще

Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ), специфическая форма социальных организации в обществе существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решении большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения

Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и Макс Ведер, и Вильгельм Вундт.

Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики.

Так, по Веберу «Бюрократия — это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:

1) существование определенных служб, а стало быть, компетенций, строго определенных законами и правилами таким образом, что их (функции четко разграничены, как и власть принимать решения в целях выполнения соответствующих задач:

2) защита служащих в выполнении их (функций в соответствии с тем или иным положением (несменяемость судей, например). Как пра­вило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная служба становится основной прогрессией, а не второстепенным за­нятием, дополняющим другую работу;

3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие по­сты и подчиненные подразделения с возможностью обращения высших руководящих инстанций к низшим: обычно в такой струк­туре соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство и налицо тенденция к максимальной централизации власти:

4) подбор кадров производится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кан­дидатов наличия соответствующего специализированного образо­вания. Как правило, функционер назначается (реже избирается) на основе свободного отбора на контрактной основе;

5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной зара­ботной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штат­ным расписанием, учитывающим внутреннюю административную иерархию и уровень ответственности служащего:

6) право контроля со стороны администрации за работой подчинен­ных (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарной комис­сии);

7) возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям, “ не по усмотрению администрации ” полное отделение выполняемой функции от личности служащего. поскольку никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления.

Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои профессиональные обязанности, обособленные от его личности. Имея дело с кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая - либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Коммуникация
Готов ли я к тому, чтобы слушать и говорить эффективным образом? Процесс переговоров очень важен. Он может преобразовать нарастающий антагонизм, возникший между двумя участниками переговоров, в чувство победы как у той, так и у другой с ...

Подготовка специалистов за рубежом.
Необходимость в усилении конкурентоспособности неизбежно требует от руководства завода вкладывать деньги в совершенствование обучения - как отдельных людей, так и групп, и организации в целом. Для того чтобы повысить уровень знаний в обла ...

Источники педагогической антропологии.
Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, выступают ближайшим и непосредственным источником педаго ...