Верование
- это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные
, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, и непостоянные
, господствующие короткое время.
К постоянным
относятся верования, служащие фундаментом цивилизации: христианство; феодализм; реформация; национализм; демократия; социализм. Внушить постоянное верование толпе нелегко, и также нелегко его уничтожить, это происходит не иначе, как при помощи революций, и только тогда, когда верование потеряло свою власть. Верование близко к краху тогда, когда оно подвергается обсуждению, поскольку представляет собой всего лишь фикцию. Период между крахом одного верования и становлением другого переживается как анархия. "Общие верования необходимы для поддержки цивилизаций, т.к. они дают известное направление идеям и только они одни могут внушить веру и создать долг".[9]
Инстинктивно народы защищают свои идеологии со всей присущей толпе нетерпимостью, что надо признать, благом - ведь на них держится культура. Стоит только появится и утвердится в душе толпы какой-нибудь новый догме, она немедленно становится вдохновителем всех ее учреждений, ее искусства и ее поведения. Власть верования над душами абсолютна. Люди только и мечтают о реализации, законодатели хлопочут об его применении в жизни, философы же, артисты и литераторы занимаются его разъяснением, воспроизводя его в различных формах. Если власть тирана преходяща, то власть верования абсолютна, долгое время не подвластна времени. Нелепость идеологии не помеха. Торжество верования возможно при условии, если в верованиях заключается какой-нибудь таинственный вздор; так что очевидная нелепость некоторых современных верований никак не может препятствовать им овладеть душою толпы.
Непостоянные верования
рождаются и исчезают вместе с каждой эпохой - таковы направления литературы и искусства: романтизм, натурализм, мистицизм; политические партийные идеологии (часто самые разные партии исповедуют, в сущности, одну и ту же идеологию). Если рассмотреть историю Франции в течение тридцатилетнего периода - от 1790 года по 1820 года, то сначала толпа была монархической, затем - революционной, потом исповедовала идеалы империи и, в конце концов, вернулась к монархии. В религии цепочка переворотов пристрастий толпы за этот же период следующая: католицизм - атеизм - деизм - католицизм. Аналогичные метаморфозы произошли не только с толпой, но и с ее вожаками - те же самые члены Конвента стали верными слугами сначала Наполеона, а затем - Людовика XVIII. В России, например за последнее столетие толпа была монархической, потом революционной, затем исповедовала социализм и стремилась к коммунизму, но в итоге теперь движется к демократии. И это ещё не конец. Моментально меняются представления в отношении стран, с которыми начинают войну или заключают мир. Факторы, увеличивающие число непостоянных мнений, следующие: расшатывание постоянных верований; могущество толпы, ее автономия; печать, распространяющая противоположные мнения. Вследствие действия данных факторов правительство уже не может эффективно управлять толпой, и сама толпа заставляет следовать за собой политиков. Сиюминутная изменчивость мнений приводит к тому, что они обесцениваются, политические идеологии становятся похожи друг на друга, а более или менее образованные люди заражаются скептицизмом.
Конечно, размывание общественного мировосприятия - симптом упадка. Но зато подобное состояние и порождает свободу слова. Когда какая-то идея завладеет массами, она получит над ними тираническую власть, а поскольку толпа непостоянна, полное разрушение цивилизации неминуемо. "Если что-нибудь и в состоянии отсрочить час окончательного разрушения, то это именно такое всевозрастающее равнодушие толпы ко всякому общему верованию".[10]
Статьи по теме:
Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым с ...
Схематизация
По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включа ...
Основные направления исследования малых групп в истории социальнои
психологии
Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких жеосновных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема ...
Актуальное