Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже

Психологическая информация » Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже

Страница 2

Важно понять, что внимание Пиаже не сосредоточено на характере индивидуальных различий и, следовательно, он не занимается тем, что обычно понимают под тестированием интеллекта. Пиаже хочет открыть и объяснить, как происходит нормальное развитие человека. Он убежден, что нормальный ход развития существует, т.е., существует последовательность этапов, через которые, хотя и с разной скоростью, проходят все люди, причем одни проходят по этому пути дальше других. (М. Доналдсон).

Вот что об этом пишет сам Пиаже:

«Психологическое объяснение интеллекта состоит в том, чтобы очертить путь его развития, показать, каким образом он с необходимостью завершается охарактеризованным равновесием…Наша задача, следовательно, вполне ясна: необходимо реконструировать генезис или фазы формирования интеллекта, пока мы, таким образом, не дойдем до конечного операционального уровня.»

С точки зрения Пиаже существенным признаком живых организмов является то, что они представляют собой саморегулирующиеся системы. В отличие от неживых предметов, они в состоянии сохранить или восстановить собственную структуру, если им что-то угрожает или они повреждены. Возьмем два примера из области физиологии: мы можем восстановить кожный покров, если порезали палец, мы можем поддерживать температуру тела в достаточно узких пределах, даже если температура тела резко меняется.

Таким образом, сталкиваясь с опасностью, живые существа пытаются сохранить организм на определенном уровне стабильности. Когда они оказываются не в состоянии сделать это, они погибают. Поскольку все живые существа в конце концов погибают, полная адаптация не достижима: всегда может появиться какая-либо новая угроза, которая окажется роковой. Ясно, однако, что чем шире набор ситуаций, с которыми животное может справиться, тем выше его шансы выжить. Некоторые животные приспособлены к конкретному окружению, но их приспособление непластично. Они не могут изменить свое поведение при изменении среды обитания. Но человеческие существа обладают необыкновенной способностью гибко реагировать на изменения среды.

Когда животное достигает своего рода гармоничных, или удовлетворительных, взаимоотношений с окружающей средой, то Пиаже говорит, что оно находится в состоянии равновесия. Равновесие не следует, однако, понимать, как состояние покоя. Оно есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компенсирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие систему из состояния равновесия. Это означает, что компенсация может представлять собой либо исправление дефекта, либо подготовку к воздействию, которое может к такому дефекту привести, если ничего не предпринять.

Этот акцент на активности характеризует все рассуждения Пиаже. Живое существо не просто реагирует, оно, кроме того, и совершает действие. Адаптация не сводится к пассивным изменениям под воздействием вынуждающих к этому обстоятельств, как например, изменяется форма теста , если его сжать в руке. Живому существу необходимо сохранить свою структуру. Поэтому одним из аспектов биологической адаптации является такое воздействие на среду, при котором она приводится в соответствие с существующей структурой организма, среда в определенном смысле включается в него. В буквальном смысле включение происходит, например, когда животное переваривает пищу. Этот аспект процесса адаптации получил у Пиаже название ассимиляция.

Ясно, однако, что сам по себе процесс ассимиляции не мог бы служить эффективным средством. Чтобы животное успешно адаптировалось, оно должно менять свое поведение, учитывая свойства предметов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело. Животное, например, пьет жидкость, но, чтобы ассимилировать твердые продукты, оно должно их пережевать. Вот почему ассимиляция никогда не встречается в чистом виде, она всегда уравновешена хотя бы одним компонентом аккомодации. Аккомодация представляет собой такое воздействие, при котором поведение организма приводится в соответствие со средой, таким образом, эти два процесса противоположно направлены, но взаимодополняемы.

Всякая адаптация направлена на развитие способности взаимодействовать с более широкой средой обитания. Интеллект человека решает эту задачу на беспрецедентно высоком уровне. Большинство животных адаптируются только к тому, что находится в непосредственной временной и пространственной близости от них. То же самое справедливо и для младенцев. Однако по мере развития дети приобретают способность усваивать знания, думать об объектах и о событиях, удаленных во времени и пространстве. Одна из основных целей Пиаже – показать, как происходит это изменение.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Предмет и область применения педагогической антропологии.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменен ...

Уровни общения
Как было рассмотрено выше, уровни общения являются отражением степени осознанности, что являет одну из форм проявления сознания. Сами уровни общения отражают целостное мировоззрение на окружающий мир, так как общение сопровождает каждого ...

Понятие о воле
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в послед­ние годы наблюдается повышенное внимание к воле. В начале XX в. в связи с кризисным положением в этой науке исследования во ...