Категории для наблюдения и анализа группового процесса взаимодействия участников.

Основы психодиагностики » Категории для наблюдения и анализа группового процесса взаимодействия участников.

Страница 1

1.Разряжает обстановку.

2.Предлагает решение.

3.Отвечает на вопросы.

4.Информирует.

5.Разъясняет.

6.Предлагает помощь.

7.Просит о помощи.

8.Просит разъяснить.

9.Просит проинформировать.

10.Просит ответить на вопросы.

11.Просит предложить решение.

12.Нагнетает напряженность.

Эта схема и приведенная на ней система категорий используются для наблюдения за взаимодействие членов группы в процессе их совместной работы. Описанные в правой части схемы действии и реакции членов группы классифицируются в соответствии с ней. В верхней части схемы представлены активные действия и эмоциональные реакции, способствующие решению поставленной перед группой задачи, а в нижней части схемы – пассивные действия и эмоциональные реакции, затрудняющие совместный поиск группой решения задачи. Схема включает 12 типов наблюдаемого поведения, половина из которых положительна, половина – отрицательна.

Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процессе наблюдения каждое действие участников группы (движения, высказывания, реакции и т. п.) и относит его к одной из перечисленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчитывается количество действий каждого типа для группы в целом и для каждого его участника в отдельности. На этой основе строятся индивидуальные для каждого участника и общегрупповой профили взаимодействия, по характеру которых делаются выводы о том, как работала группа и каждый из ее участников, кто и какой конкретный вклад – положительный или отрицательный – внес в итоги работы группы.

Методы психодиагностики через процедуру опроса

основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетойназывается такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое – какие социально – демографические данные о себе. Например, свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т. п. Опросником

называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые.

Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».

Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Контекстуальный подход
Хотя когнитивные подходы позволяют понять связь между умственными процессами и человеческими способностями, многие ученые утверждают, что они слишком ограничены и не могут измерить глубину интеллекта. Контекстуальные подходы базируются на ...

Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.
В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что ...

Межличностная аттракция.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. ...