Тесты и тестирование.

Основы психодиагностики » Тесты и тестирование.

Страница 2

Процессуальными

называют тесты, с помощью которых исследуется какой – либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений

относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Тесты состояний и свойств

касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяются проективные тесты

. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологических особенностей.

Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений – когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первое из них – социокультурная адаптированность теста.Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенности культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином языке. Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам – простота формулировок и однозначность тестовых заданий.

Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по – разному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование – ограниченное время выполнения

тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора – двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование – наличие тестовых норм

для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Характеристика эмоций
а) Характеристика эмоции интереса Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова­нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — ...

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «чи­таем» другого человека, расшифровываем ...

Семья
Частое упоминание семьи при обсуждении личностного развития призвано привлечь внимание к семейной системе. Для многих исследователей семья является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Семья заслуж ...