Теории интеллекта

Теоретики интеллекта не согласны друг с другом во многом, и довольно странно, что они пришли к минимальному согласию в вопросе о том, что же такое интел­лект помимо способности гибко адаптироваться к окружающей среде. Рас­смотрим некоторые альтернативные взгляды, основанные на точке зрения Стернберга и Кауфмана.

Сторонники этих теорий просят людей объяснить понятие интеллект «обычным языком». Этот подход был предложен Нейссером и осуществлен Стернбергом, Конвеем, Кетроном и Бернстейном и Стернбергом. Стернберг и др. опрашивали случайно выбранных людей, а также исследователей-теоретиков, занимающихся проблемами интеллекта, и предлагали им назвать наиболее показательные каче­ства интеллектуального человека. Факторный анализ частотности оценок выявил три главных представления людей об интеллекте: как о способности решать практические про­блемы (например, подведение баланса в чековой книжке), как о вербальных спо­собностях (например, хорошо писать и говорить) и как о социальной компетент­ности (например, сосуществование с другими людьми) [10;28].

Тем не менее в этой обыденной точке зрения есть определенные ограничения. Одно из них относится к возрасту. Сиглер и Ричардc просили взрослых охарактеризовать интеллект применительно к людям различ­ных возрастов. Они обнаружили, что взрослые в меньшей степени склонны свя­зывать интеллект с перцептивно-моторной функцией и в большей — с функцией познания (в зависимости от возраста того, о ком они говорят). Так, для интеллек­та детей представляется наиболее важной координация рук и глаз, в то время как способность к рассуждению более существенна для интеллекта взрослых. Границы имплицитных теорий связаны также с культурными традициями. В различных культурах интеллект воспринимается неодинаково[10;28].

Положения одной могут быть противоположны тем, на каких базируется другая. Западные представ­ления об интеллекте, например, во многом отличаются от понятий других культур. Исследовате­ли Джилл и Китс отметили различия в оценках студен­тов австралийского университета, которые считают интеллектом теоретические навыки и способность адаптироваться к новым событиям, и малайских студентов, рассматривающих интеллект как практические навыки, речь и творчество.

Исследования, проведенные в Африке, также предоставляют материал, контра­стный полученному на Западе.

Интеллект в рамках разных культур и даже одной и той же всегда одинаков, но воспринимается он по-разному [12;135]. Какая бы ни была разница между культурами, существует несколько сходных аспектов интеллекта.

Эксплицитные теории интеллекта — это те, которые предложены психологами или другими учеными и проверены путем сравнения гипотез и собранных данных. Эксплицитные теории подразумевают разнообразные подходы к изучению интел­лекта. Разделим их на психометрические, когнитивные, биологические, кон­текстуальные, или обусловленные контекстом культуры, и системные.

Статьи по теме:

Подготовительный этап – довербальное развитие общения
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающим ...

Динамический стереотип
Частным случаем преодоления критических ситуаций является психологическая перестройка личности — одна из сторон психической деятельности, которая в определенные периоды жизни каждого человека оказывается особо актуальной. Поводом для этог ...

Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и общес ...