Индивид не в силах овладеть деятельностью, если его интеллект ниже этого порога. Если же его интеллект превышает пороговое значение, то реальные достижения индивида определяют не когнитивные способности, а его настойчивость, увлеченность, темпераментальные особенности, поддержка семьи и т.д.
Существует ли «верхний» интеллектуальный порог? Иными словами: ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной деятельности уровнем его интеллекта?
Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для успешности профессионального обучения, нежели для продуктивности профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко оценивается, не определен или очень отдален во времени.
В педагогической психологии накоплен колоссальный эмпирический материал, касающийся связей уровня развития интеллекта с успеваемостью[6;155]. Следует отметить, что вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный (по Векслеру).
При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, как развитие отдельных составляющих структуры интеллекта определяет успешность овладения школьниками теми или иными учебными предметами. В зависимости от возраста ребенка характер этих связей меняется. Cосредоточим свой анализ на результатах исследований детей среднего и старшего школьного возраста.
Анализ доступных литературных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обучения и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и пространственного[9;208]. Обобщенные результаты приведены в следующей таблице, показывающей корреляции между успешностью обучения по различным школьным предметам и познавательными способностями.
Табл. 2. Успешность обучения по школьным предметам и
уровень интеллекта.[9]
|  
 Школьные предметы  |   
 Интеллект  |  |||
|  
 Невербальный математический  |   
 Невербальный пространственный  |   
 Вербальный  |   
 Общий  |  |
|  
 Русский язык  |   
 +  |   
 ++  |  ||
|  
 Литература  |   
 ++  |   
 ++  |  ||
|  
 История  |   
 +  |  |||
|  
 Иностранный язык  |   
 +  |  |||
|  
 География  |   
 +  |   
 +  |  ||
|  
 Физика  |   
 ++  |   
 +  |  ||
|  
 Алгебра  |   
 ++  |   
 ++  |   
 ++  |   
 ++  |  
|  
 Геометрия  |   
 ++  |   
 ++  |   
 ++  |   
 ++  |  
|  
 Химия  |   
 ++  |   
 +  |   
 +  |  |
|  
 Зоология  |   
 +  |   
 +  |  ||
|  
 Черчение  |   
 +4-  |   
 ++  |   
 ++  |  |
Статьи по теме:
Психология юношеской сексуальности
	 
Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета: 
половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д./; псих ...
	
Понятие о мнемических процессах.
	 
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его инте ...
	
Психология бюрократии
	 
 Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том смысле, ка ...
	


							
							
Актуальное