Толерантность

В повседневной жизни наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности как черты характера.

Под толерантностью принято понимать терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов. Существуют разные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию.

Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

Наконец, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

Толерантность можно воспитать. В эксперименте Кэйстера и Эпдегрефа дети упражнялись в решении задач по так называемому методу последовательного приближения, при котором трудность задач постепенно увеличивается. Дети тренировались в оценке трудности задач и вследствие этого у них выработалось «трезвое», спокойное отношение даже к неразрешимым задачам.

Очевидно, что воспитание в детях толерантности необходимо, но помимо этого качества, ребёнок – в нашем случае подросток – обязательно должен обладать таким качеством, как настойчивость.

Настойчивость – необходимая черта характера человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Так, даже среди старшеклассников отмечается достаточно много молодых людей, откладывающих решение вопроса о своей профессии. Еще больше школьников, которые определили профессию, но не проверили свои способности и не начали подготовку к овладению избранной специальности.

Н. Д. Левитов указывает следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников.

От родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы. Небрежное дело не следует принимать, желательно добиться исправления оплошностей.

В труде и учебе нужно ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами.

При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы, переживать радость успеха.

Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности.

Статьи по теме:

Проблемы человеческого здоровья.
В жарких странах широко распространены такие болезни, как амебиаз, шистоматоз, эхинококкоз и другие, которые вызываются различными паразитами, попадающими в организм человека с водой. При воздушно-капельной инфекции заражение происходит ...

Типы темпераментов
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собствен ...

Страхи и стрессоры людей в пожилом и старческом возрасте
Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощу ...