Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того как убеждает повседневная практика, высокую успешность по всем общеобразовательным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей. Необходимость одинаково равнозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, со всем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил и одинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая и жесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской активностью, проявлением целенаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.
Внутренне-психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологических процессов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образного мышления, свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения, прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать сомнению и критическому осмыслению устоявшиеся представления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаруживаются у детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальной базы.
В качестве внешнего психологического критерия формирующихся способностей и творческого потенциала детской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульсирующая сила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание, настойчивое стремление, духовно-органическая потребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей может оказываться за пределами организованной учебной или даже клубной работы. Одаренный ребенок, пассивный в школе, находит себе приют в домашней мастерской, лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием, вышиванием.
Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных стремлениях и идеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми способностями, как правило, знают, чего хотят и кем предполагают стать. Им свойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство и воли в достижении цели. Они приносят в жертву мелкие удовольствия чувству долга и ответственности, проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпеть неудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего нрава на творчество. Талантливые дети самолюбивы, прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренность в других людях, лишены зависти, подлых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства принимать участие в интригах. Они наделены эстетическим видением мира, усматривают красоту человека о его труде, ярком и самобытном творческом самовыражении.
Статьи по теме:
Удивительные сенсорные способности плода.
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременност ...
Проведение профориентационных методик.
Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Инструкция:
Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для э ...
Подготовка к переговорам
Все мы ведем сейчас во все большей степени беспокойную и хаотичную жизнь. Когда мы беседуем с людьми о переговорах, которые они ведут на работе, дома или еще где-то, чаще всего нам доводится слышать, что у них не хватает времени даже на т ...
Актуальное