Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:
а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);
б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:
1) Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
3) Ориентация в коммуникативной ситуации;
4) Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
5) Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;
6) Выработка подхода к субъекту взаимодействия;
7) Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;
8) Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;
9) Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
10) Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;
11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
12) Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;
13) Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;
14) Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;
15) «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.
Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером.
Статьи по теме:
Прием и выполнение заказа.
Прием заказа
. Для удобства официанта, а также и потребителя заказ следует принимать, находясь с левой стороны от потребителя. Слегка наклонившись к нему, официант делает записи карандашом или шариковой ручкой в книжку, которая должна леж ...
Развитие головного мозга в онтогенезе.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза играют исключительно важную роль в развитии головного мозга. Развитие и свойства этого органа определяются прежде всего генетическими факторами. Генетические исследования выявили гены, ...
Этапы общественного мнения
Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения.
Выделим следующие основные
этапы:
1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценк ...
Актуальное