Общение как коммуникативная деятельность.

Психологическая информация » Предмет общения и средства общения » Общение как коммуникативная деятельность.

Страница 2

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:

а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);

б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом – инициатором общения;

б) субъектом, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

1) Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);

3) Ориентация в коммуникативной ситуации;

4) Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;

5) Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;

6) Выработка подхода к субъекту взаимодействия;

7) Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;

8) Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;

9) Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

10) Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;

11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

12) Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;

13) Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;

14) Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;

15) «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Подростковый возраст, его особенности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опред ...

Процессы и механизмы возникновения привычки.
Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные д ...

Заключение.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе. Сегодня в Рос ...