Процесс общения, техника и основные приемы.

Страница 1

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необ­ходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наи­более подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприят­ное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стрем­ление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жес­тов, привлекающих внимание партнера действий, направлен­ных на его преднастройку, на определенное восприятие сооб­щаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемо­му отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного от­ношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контро­лирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруд­нить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сто­рону, стоя вполоборота или спиной и на значительном рассто­янии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетель­ствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разго­вора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. На­пример, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотноше­ния. Той же Цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения явля­ются признаком доброжелательного отношения, готовности пар­тнера пойти на установление неофициальных личных взаимо­отношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в началь­ный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко воз­никают трудности в выборе первых слов, часто встречаются об­молвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по обще­нию, используемые собеседниками для коррекции собственно­го поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль комму­никативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает уме­ние видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собе­седники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера со­относить свои реакции с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также вклю­чены коррекции, которые вносит общающийся человек в соб­ственное поведение в зависимости от того, как он воспринима­ет и оценивает действия партнера. Умение использовать обрат­ную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуника­тивных способностей человека.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, “монополия”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему ...

Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и ...

Понятие о психологии труда работников общественного питания
Оптимальный режим труда в любой профессии основан на ритмичности работы, под которой принято понимать определенную временную и смысловую последовательность трудовых операций. Последние являются необходимым условием для выработки рабочих н ...