Приемы интерактивного общения

Психологическая информация » Приемы общения » Приемы интерактивного общения

Страница 2

Непросто, например, прекратить довольно частые в под­ростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным под­ростком или даже группой учащихся более слабого, беззащит­ного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда ад­министрация учебного заведения . разрешает поединки. — Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вы­зывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ре­бята, выберете сами.

В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле­гию, но . заявок не поступило. Драться с равным — перспек­тива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое по­ложение в среде товарищей.

В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной об­ласти пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого фут­болиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.

Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани­маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи­мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ­ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь­ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин­тересно.

Инсценировка.

В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото­вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи­вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро­вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни­мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе­ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон­стрировал правила этикета.

Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава­тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар­шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув­ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо­логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра­вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный проце ...

Понятие «Уровень притязаний»
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т.Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым пре ...

Задачи современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее р ...