Приемы перцептивного общения

Психологическая информация » Приемы общения » Приемы перцептивного общения

Страница 3

Один из приемов перцептивного общения — незаслужен­ное одобрение.

Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково­дители.

Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб­ственные

силы.

Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру­чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле­мент, который у него хорошо получается.

Другой иллюстрацией этого приема может служить про­сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче­нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни­ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность

Анализ осознания себя через другого включает две стороны — иденти­фикацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак­теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между иденти­фикацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима­ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио­нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика­ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес­то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отож­дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого че­ловека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне­ром по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характе­ристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему ин­терпретации его поведения, в частности его причин. В обыден­ной жизни люди, как правило, не зная истинных причин пове­дения другого человека в условиях дефицита информации, на­чинают приписывать друг другу причины поведения. Такое при­писывание причин поведения другому человеку называется ка­узальной атрибуцией.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Распространённые способы профилактики конфликтов
Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов. Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут ...

Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...

Познавательная, когнитивная сфера.
К этой сфере относятся такие качества, как: n здравый смысл n живой, ищущий ум n гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно n внимание к деталям n инициативность – особое творческое проявление активност ...