Индивидуальные особенности мотивации

Страница 3

Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. П.М.Якоб­сон показал, например, что готовность школьников подчиняться требовани­ям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о сниже­нии роли внешнеорганизованной и увеличении роли внутренне организованной мо­тивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и педагогами.

В ряде работ показаны этнические раз­личия в мотивации, обусловленные как образом жизни, так и национальными тради­циями и характером. Сравнение американских и российских студентов, проведен­ное О. С. Дейнека, показало, что для первых “разумная осторожность” при принятии решения более характерна. Американцы реже поступают на авось, лучше осознают стили поведения в ситуации риска, более дифференцированно относятся к риску принятия решения, рискуют более взвешенно. [3, 137]

Из сказанного выше о мотивации вытекает ряд следствий. Во-первых, рассмат­ривая мотивацию как начало произвольного акта, нелогично говорить о произволь­ной и непроизвольной мотивации. Во-вторых, нет необходимости выделять “вырабатываемые в течение жизни мотивы”, как это дела­ют некоторые авторы. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении. В-третьих, мотивы не могут действовать непроизвольно. В-четвертых, не может быть внешних и внутренних мотивов, о чем говорят многие авторы (как и внешней и внут­ренней мотивации, что постулируют некоторые психологи). Мотивы всегда внут­ренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Жизненный цикл семьи
Семейную жизнь можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла, состоя­щего из последовательности переходов от одного периода развития к другому, причем каждый период характеризуется своими собственными задачами. Семенная жизнь начи ...

Доминантность полушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характер взаимоотношений в семье.
В наше время часто меняющиеся социальные условия не могут не отразиться на состоянии семьи. Формирование человека с ранних лет проходит в семье. В наше время родители имеют возможность обеспечить ребенку (особенно единственному) очень хор ...

Самопознание и самовоспитания
Самоактуализация осуществляется через самопознание и самовоспитания. Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины , а ради формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание – это определенный тип отношени ...