Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Психологическая информация » Профессиональное самоопределение старшеклассников » Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Страница 3

Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мне­ние,

что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных знаний, умений и навы­ков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так про­сто.

Профессиональное становление представляет собой доста­точно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплано­вый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (по Т.В. Кудрявцеву.).

Стадии профессионального становления:

Первая стадияпрофессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных на­мерений под влиянием общего развития личности и первона­чальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельнос­ти, в мире труда и

мире профессий.

Психологическим критерием

успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потреб­ностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия

— это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием

успешного прохождения этой ста­дии

является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессио­нально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами — ПВК.). -

Третьи стадия

— активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельнос­ти — к профессиональному труду в разных его формах в услови­ях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

Психологическим критерием

успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, на­хождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадияпредполагает полную или частичную реа­лизацию профессиональных устремлений и возможностей лич­ности в самостоятельном труде.

Психологический критерий

успешного прохождения этой ста­дии — степень овладения операциональной стороной професси­ональной деятельности, уровень сформированности профессио­нально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Основные характеристики общения.
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47]. Содержание общения может быть различным: 1) передача (от человека к человеку) информации; 2) восприятие друг друга; 3) взаимооценка партнёрами друг друга; 4 ...

Уровень развития памяти
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей ...

Психология управления и её предмет изучения
Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управ ...