Точки зрения на шизофрению и её исследование.

Психологическая информация » Психические расстройства » Точки зрения на шизофрению и её исследование.

Страница 1

Интересующиеся шизофренией люди задолго до Eugen Bleuler дали данному нарушению название. Но и сегодня она остаётся одним из самых тяжёлых и загадочных из всех обычных душевных расстройств. Исследователи мышления из разных школ предлагали теории для объяснения причин шизофрении. Рассмотрим самые заметные из них.

Биологическая точка зрения.

Изучения шизофреников постоянно подтверждают, что для этой болезни характерна семейная предрасположенность; так, например, кровные отношения с шизофрениками больше способствуют развитию заболевания, чем люди, чьи семьи не страдают шизофренией. Значит ли это, что причина шизофрении – наследуемый генетический эффект? Для выяснения вопроса множество учёных проводили исследования, сравнивая число шизофреников среди однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Изучение генетики. Результаты одного такого исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Шизофрения среди биологических родственников.

Нет

связи

Родитель

Родной

Брат/

сестра

Двуяйце-

вые

близнецы

Однояй-

цевые

близнецы

Дети

(больны

оба

родителя)

Процент от 100

(означает, что если один

человек из пары болен,

то и второй тоже).

1

4,4

8,5

15

47

36,6

Если болен один из однояйцевых близнецов, то риск развития шизофрении у второго в пять раз больше, чем если бы это были двуяйцевые близнецы. Другие сравнительные исследования близнецов также предполагают, что гены играют роль в начале заболевания.

Исследования приёмных детей дают дополнительные доказательства в пользу этого заключения. Дети, рождённые от матерей-шизофреников и взятые младенцами в нормальные семьи, больше рискуют заболеть шизофренией, чем нормальные дети. Было обнаружено, что 18,8% подростков от родителей-шизофреников, впоследствии принятых в нормальные семьи, проявили некоторые симптомы болезни. Напротив, среди приёмных детей, чьи биологические родители не страдали шизофренией, только 10,1% обнаружили подобные симптомы. Более того, дети, воспитанные шизофреником, меньше рискуют, чем рождённые от него. Среди детей, чьи биологические родители не были шизофрениками, и которые были воспитаны таковыми, число детей с симптомами заболевания составило всего 10,7%, т. е. почти столько же, сколько и среди полностью нормальных детей.

Несмотря на ясное доказательство того, что наследственность – это фактор риска заболевания, влияние окружающей среды нельзя не рассматривать. Если бы шизофрения определялась только наследственностью, то при условии болезни одного из однояйцевых близнецов, у второго она наблюдалась бы в 100% случаев. Однако, этого не происходит. Напротив, второй близнец заболевает лишь в 40-50% случаев. Таким образом, фактор окружающей среды также должен играть важную роль в развитии шизофрении.

Биохимическое исследование. В исследовании биологических факторов, способствующих развитию шизофрении, учёные вновь обратились к медиаторам. Одно из исследований установило, что лекарства – фенотиазины, высоко эффективные в подавлении симптомов шизофрении, блокируют захват медиатора постсинаптической мембраной в мозге. Так как в лимбической системе – области, отвечающей за внимание и эмоции, находится множество дофаминовых нейронов, вполне возможно, что их повышенная активность может вызывать симптомы шизофрении. Но точно, данное вещество пока ещё не найдено. Одна теория предполагает повышенное содержание дофамина у шизофреников; другая – повышенную чувствительность рецепторов к дофамину; третья – повышенное количество самих рецепторов. Проблема в том, что данные, подтверждающие эти теории, не всегда последовательны. Учёные пока не обнаружили какой-то одной ненормальной особенности дофаминовой активности, присущей всем шизофреникам.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Из истории применения принципа развития в психологии
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети двадцатого столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина. И.М. Сеченов наметил задачу ис ...

Заключение.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потом ...

Классификация чувств
Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в раз ...