Эрик Эриксон

Страница 1

Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, энические и исторические особенности воспитания ребенка очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации , строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести термин "идентичность" личности - один из центральных во всей теории. Этот термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью. Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека. Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта . является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем и жизненным планом группы. Следует поддчеркнуть, что человек стремится к обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена потребность в психосоциальной идентичности.

Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом (см. таблицу 1). Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно - в первом случае происходит нормальное развитие, во втором - ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т. п, но вседа это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". На основании этих (и ряда других) положений Эриксон строит так называемую эпигенетическую карту:

Стадии

Старость

интеграция/ разочаро-вание в жизни

Зрелость

Творчес-тво/ застой

Молодость

интим-ность/ изоляция

Подростковый возраст

Идентич-ность/ диффузия идентич-ности

Школьный возраст

Достиже-ние/ неполно-ценность

Возраст игры

Инициа-тивность/ чувство вины

Ранний возраст

автоно-мия/ сомнение, стыд

Младенчество

Доверие/ недове-рие миру

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Заключение.
Итак, труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему ...

Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии.
Для беременных женщин ив Росси и за рубежом чаще всего пишут врачи, поэтому вопросы психологического состояния женщины в период беременности отражены в них, на наш взгляд, довольно слабо. Однако в книгах зарубежных авторов затрагивается ...

Состояние Я ребенка
Каждый ребенок рождается с определенными унаследованными качествами, в определенной экономической, эмоциональной, социальной среде и направляется определенными авторитетами. Каждый ребенок переживает значительные события своей жизни, таки ...