Структура личности

Страница 4

Комплексы эти развиваются по-разному у мальчиков и девочек. У мальчиков он проявляется следующим образом. С момента рождения главным источником удовлетворения для ребёнка является фигура матери. Мальчик хочет обладать матерью, выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Из-за соперничества или вражды с отцом мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Разрешение эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Ребёнок приобретает ценности, моральные нормы и модели полового поведения. Мальчик может удержать мать путём замещения, ибо он обладает теми же качествами, что и отец. Главным моментом является усвоение родительских норм и запретов, что создаёт почву для развития совести (суперэго).

Версия эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры. Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. По Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся во враждебности к матери, в упреках, что та родила её без пениса. (Некоторые представители психодинамического направления не согласны с такой трактовкой – например, Карен Хорни). Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Разрешение комплекса Электры у девочек идёт тем же путем что у мальчиков –а именно идентификацией с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха (символическую победу над родителем), “донжуанский” стиль поведения. Фаллическая фиксация у женщины приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Согласно психодинамической теории, неразрешённые комплексы могут вести к невротическим моделям поведения.

Возвращаясь к психосексуальным стадиям развития. В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста находится фаза сексуального затишья, латентный период. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Их результатом является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта. Нормальное развитие приводит к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер – идеальный тип личности в психодинамической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Согласно Фрейду, для формирования нормального генитального типа характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворения давались легко.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Общее понятие
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всесторон­нему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений об­щественного мнения. Ес ...

Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задач ...

Процесс обслуживания потребителей.
Он состоит как из шаблонов поведения, т. е. сформировавшихся навыков и привычных реакций конкретной личности, так и прогнозного поведения (совокупность предварительных ожиданий). Оба вида поведения протекают в едином процессе, в непрерывн ...