исследование конфликта и поиск его причин;
поиск путей разрешения конфликта;
осуществление организационных мер.
Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д. Следует учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать псевдоконфликты (реально не существующие конфликты), переоценка или недооценка значимости конфликта, невосприятие, игнорирование конфликта.
Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
выяснение интересов и целей участников, их позиций;
оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.
Поиск путей разрешения конфликта предполагает:
полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
достижение компромисса – частичное удовлетворение притязаний обеих сторон;
разрешение конфликта на деловой основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий;
механическое прекращение конфликта (увольнение одного из участников конфликта, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое подразделение организации).
Выделяют 2 основных типа разрешения конфликта в организации:
Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
руководитель видит и слышит только себя;
руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации.
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
Партнерский тип разрешения конфликта – разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты:
конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами;
восприятие аргументов противной стороны;
готовность к компромиссу, взаимный поиск решений;
стремление совместить личностный и организационный факторы;
восприятие как нормальный фактор деятельности.
В целях совершенствования профессиональной культуры сотрудников целесообразно создание системы тренингов по развитию поведенческих навыков в ситуации конфликта, по повышению профессиональных навыков, уверенного поведения, личностного роста и т.п.
Необходимо повышение морального и материального стимулирования труда, а также создание атмосферы поддержки и взаимопонимания между сотрудниками, а также благоприятного климата в коллективе.
В результате исследования нам удалось подтвердить гипотезу исследования: существует взаимосвязь особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что сотрудники коммерческой организации чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как избегание и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям.
На основании результатов исследования мы разработали некоторые практические рекомендации по управлению конфликтами в коммерческой организации.
Статьи по теме:
Выход из конфликтных ситуаций.
Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключением третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны мо ...
Что такое способности?
Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классифик ...
Стиль руководства.
Стиль - одежда мысли
Честерфилд
В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководи ...
Актуальное