Стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.
В соответствии с задачами нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, имеющимися в психологической литературе по данной проблематике, и структурировали информацию, выделив, на наш взгляд, основные закономерности формирования социальных стереотипов.
В настоящей работе мы рассмотрели когнитивный подход к проблеме формирования стереотипов, объясняющий их возникновение как необходимый результат процессов социального познания: категоризации, схематизации и каузальной атрибуции. Мы рассмотрели социально-психологический подход, в рамках которого приобретение конкретным индивидом уже сформированных стереотипов объясняется действием процессов социальной идентификации и конформизма. Также мы учли определенную роль эмоций и фрустрирующих ситуаций в процессе образования стереотипов и отметили, что важными факторами, влияющими на процесс стереотипизации, являются оценка и память. В результате мы, не претендуя на абсолютную точность и объективность, все же достигли цели своего исследования и смогли создать, на наш взгляд, заслуживающую внимания целостную классификацию механизмов формирования социальных стереотипов.
Таким образом, нами было выявлено, что образование стереотипов происходит как в результате действия индивидуальных когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного влияния людей). Гипотеза нашего исследования не опровергнута.
Статьи по теме:
Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего этого разными спо ...
Особенности отношения к сексу
старшеклассников
В проведенном нами практическом исследовании приняло участие 20 подростков (10 мальчиков и 10 девочек) и 20 родителей (10 мужчин и 10 женщин), у которых дети — подростки.
В процессе работы с помощью предварительной подготовительной бесед ...
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующее.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кр ...
Актуальное