Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.
Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), - в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.
Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.
Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.
Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.
При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:
1. Психический инфантилизм.
2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности», «салонное слабоумие».
3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.
4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.
5.
Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.
Психический инфантелизм.
Инфантилизм (от латинского «infantilis» – детский) – состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту.
Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства – тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь».
Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.
Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов. Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий. Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни.
Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым.
Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует.
Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность.
Статьи по теме:
Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности
правополушарных и левополушарных людей.
Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа орг ...
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.
Для того чтобы психолого – педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы ...
Выводы
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим поведение ...
Актуальное