Культура, как специфика человеческой деятельности.

Общение как феномен культуры » Культура, как специфика человеческой деятельности.

Страница 4

Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но есть и более узкий смысл в понимании культуры общения; в этом случае она определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и принятых в конкретном обществе.

Думается, нельзя разрывать указанные два понимания культуры общения, поскольку и сами навыки. И возможность овладения ими зависят от правовой системы, от нравственного климата социальной группы. Основой всех аспектов общения являются экономические отношения данного общества. Но в непосредственных контактах эта связь от людей ускользает. Люди прежде всего сталкиваются с поступками, словами, жестами, манерами, которые сами по себе не оцениваются с точки зрения права или морали. Они лишь форма, в которой проявляется или не проявляется моральное содержание, которое и определяет смысл поступка.

Вместе с тем нельзя сказать, что сами по себе поступки безразличны для людей. Одни поступки создают предпосылки для взаимопонимания, предполагают удобства для окружающих людей, проистекают из их интересов, другие ведут к дискомфорту во взаимоотношениях провоцируют отрицательную реакцию окружающих. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения. Разумеется, в реальной жизни все ее стороны, о которых шла речь, органически сливаются друг с другом, взаимно дополняют и проявляют друг друга. Раздельное их рассмотрение возможно лишь для уяснения содержания понятия культуры общения.

Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей как своеобразные эталоны общения. Но такое описательное определение должно быть дополнено и уточнено установлением тех эталонов, которые действительно соответствуют интересам людей (а следовательно, и самому процессу общения) или противоречат им, несмотря на свое реальное существование. Без такой важнейшей поправки нельзя говорить ни о социальной ценности общения, ни о его содержательной стороне.

В сфере культуры общения основные общечеловеческие нормы, «простые нормы нравственности и справедливости», как называли их К. Маркс и Ф. Энгельс, играют роль гораздо большую, нежели в какой либо другой области человеческих отношений.

Как известно, в своем развитии личность сначала постигает более очевидные, более простые нормы человеческих отношений и только потом усваивает более сложные. При этом нельзя забывать, что без более простых не было бы и более сложных норм. Вот почему в самых сложных отношениях между людьми нельзя игнорировать те элементарные нормы, которые в сложную систему культуры общения. Никакие требования морали не могут быть осуществлены и даже поняты без элементарной порядочности в человеческих отношениях. Их же противопоставление искажает само содержание высоких нравственных принципов.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже
Сегодня любой образованный взрослый на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период роста, развития , обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить ...

Симптомы ПТСР и их проявления.
Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы - которые в компле ...

Введение в трансакционный анализ
При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического, при котором человек обычно заключа ...