Сознание и бессознательное

Прежде чем приступить непосредственно к обсуждению психологических типов, мне кажется, необходимо показать, как Юнг рассматривал психическую субстанцию в целом.

Под психической субстанцией (Psyche) Юнг понимает не только то, что мы обычно зовет душой, но и совокупность всех психических процессов - как сознательных, так и бессознательных, т.е. психическая субстанция - это нечто более обширное и развернутое, чем душа. Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Наше «Я», по мнению Юнга, принимает участие в обеих областях и условно его можно определить в центре круга.

Если попытаться определить соотношение этих двух областей, то сознание будет составлять лишь очень малую часть нашей психической субстанции. На рисунке черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего, на адаптацию к внешнему миру.

«Говоря «Я», я имею в виду комплекс

представлений, составляющий центр

моего поля сознания и в очень

высокой мере наделенный свойствами

непрерывности и самоотверженности».

Следующий круг - область сознания,

окруженная бессознательным, которая

способно одновременно

удерживать лишь незначительный объем. 1. Я

Содержание бессознательной сферы 2. сфера сознания

включает те элементы содержимого нашей 3. сфера личного

психики, которые мы так или иначе вытесняем бессознательного

(но может в любой момент возвратиться на 4. сфера коллектив-

уровень сознания), поскольку они по разным ного бессознатель-

причинам неприятны - «все то, что забыто, ного.

подавлено, что воспринимается, мыслится и

ощущается лишь «под пороговым образом». Юнг называл эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного.

Коллективная часть бессознательного (самый большой круг на рисунке) не включает те элементы, которые приобретаются индивидом в течение его жизни и специфичны для его «Я»; содержимое коллективного бессознательного включает в себя «унаследованные нами функциональные возможности психической субстанции». Это наследие является общим для всех людей и составляет основу психической субстанции любого человека

Статьи по теме:

Функции дружбы
Дети, как и взрослые, много выигрывают от близких, доверительных отноше­ний друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладе­вают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структу­ру активности ...

Психологические особенности публичного выступления.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь ...

Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.
Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь - а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать. Давание - это высшее про ...