Мы знаем о существовании 3-х теорий: психодинамическая, когнитивная и теория социального познания , которые много определили наши представления о развитии ребенка в раннем детстве. Большинство исследований и теоретических построений, касающихся этой стадии развития , было вызвано к жизни под влиянием этих же 3-х теорий. Фрейд называл среднее детство латентной стадией. Он считал , что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – это время когда их ревность и зависть , вызванная запутанностью в семейных отношениях , отступают на задний план или становятся латентными. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональною энергию на отношение со сверстниками, творчество , школьная самодеятельность.
Эриксон, развивая идеи Фрейда, пришел к убеждению, что центральным событием среднего детства является психосоциальный конфликт – трудолюбие против чувства неполноценности. Эриксон утверждал, что в этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Их отношение со сверстниками и взрослыми вне семьи становятся более устойчивыми и значимыми. Теперь они более способны сосредоточить свои силы на учебе , решении проблем и достижениях. В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в качестве составной частив свой Я-образ, - они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов, и продолжают попытки освоит окружающую среду. И, наоборот, дети , не успевающие в школе могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство может остаться на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде: в спорте , в музыке, искусстве или иных занятиях – у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный Я-образ и желание доводить дела до конца [8][1].
Вторая теоретическая перспектива – когнитивная теория развития – находит все более применения в объяснении развития личности и социального развития ребенка. Жан Пиаже и Лоуренс Колберг много времени посвятили изучению развития моральных понятий у детей, например детским представлением о честности и справедливости и способом разрешения моральных дилемм. Другие исследователи , среди которых можно назвать Сьюзен Хартер, занимались изучением роли Я-концепции как медиатор поведения детей.
И наконец, теория социального научения внесла важный вклад в понимание того , как происходит научение конкретным формам поведения и к тому же подкрепляет его.
Все три теоретические перспективы помогают нам понять как дети в процессе социализации становятся членами своей культуры. Способы взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми и членами семьи меняются по мере их продвижения от раннего детства к отрочеству.
Ребенок , нетерпеливый и не терпящий возражений в 4 года, начинает сотрудничать с другими детьми и взрослыми к 8годам, а в 13 лет может стать упрямым и непослушным. Эти изменения происходят под воздействием многих факторов. И хотя по отдельности ни одна из 3-х упомянутых теорий не в состоянии адекватно объяснить все линии социального развития ребенка в среднем детстве, вместе они помогают нам понять, каким образом дети становятся социально зрелыми.
В частности, изучение Я-концепции помогает нам понять личность или социальное развитие ребенка, потому что именно благодаря развитию Я-концепции у детей формируется более устойчивое представление о себе, как отражение отношения со стороны окружающих. По мере того, как представление ребенка о себе становится все более реалистичным, он начинает его учитывать при организации своего поведения.
Статьи по теме:
Основные трудности в коммуникативной деятельности.
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 2 ...
Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности
правополушарных и левополушарных людей.
Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа орг ...
Роль установки при восприятии человека человеком.
О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей м ...
Актуальное