Я-концепция в среднем возрасте.

По мере того как дети становятся старше, у них формируется все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-образов и образов других людей. Это усовершенствование Я-образа происходит на двух уровнях – общем и специфическом – в физической, социальной и учебной областях. Так, дети сравнивают себя со сверстниками и делают вывод: «Я лучше, чем Алексей в спорте, но не так силен в математике как Андрей». Проясняющая Я-концепция, в свою очередь, снабжает детей «фильтром» , сквозь который они оценивают свое социальное поведение и социальное поведение окружающих. В среднем детстве Я-концепция не всегда отличается точностью. Например , первоклассники склонны более позитивно воспринимать свои способности, допустим, в спорте, чем мальчики более старшего возраста. В период обучения в начальной школе дети также усваивают половые стереотипы, уточняют предписанные полом личные предпочтения и развивают большую гибкость в выборе занятий и в поведении. [1]

Способность видеть себя отличным от других человеком, обладающим определенными свойствами, составляет Я-образ. Самоуважение означает видение себя человеком , обладающим положительными качествами, то есть человеком, способным достигать успеха в том , что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано со школьной успеваемостью. Дети которые учатся хорошо имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принимать во внимание ту ключевую роль , которая играет школа , то в этом нет ничего удивительного.

Однако корреляция между самоуважением и уверенностью в своих академических способностях далека от полных: многим детям, которые не могут похвастаться успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети , не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще , что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образования не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения. Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успехов в каком либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, - а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другой стороне находятся дети , которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие она продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Эти ощущения сами по себе еще не создают замкнутый круг , и многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то , в чем они способны преуспеть. [8]

Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, безусловно, может быть весьма полезна. Однако критики считают, что обильная похвала, не связана с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих слабых и сильных сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле нет им равных. А это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и учителями. [1]

В последнее время исследователи обеспокоены возможными негативными последствиями завышенной самооценки. Когда детям постоянно твердят, будто в этом мире нет ничего важнее того, насколько высоко сам человек ценит себя, то им посылают явное сообщение, что они центр вселенной. Такое повышенное внимание к собственному мнению о себе может толкнут детей на путь социального равнодушия. Кроме того, критики утверждают, что без объективной, внешней по отношению к ребенку системы моральных эталонов , дети не способны приобрести устойчивое понятие того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например, они могут отрицать, что совершили нехороший поступок, даже если их застали на месте, только потому ,что они убеждены в совей правоте. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям надо соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными достижениями и поведением учеников.

Статьи по теме:

Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности
О личности судят не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Направленность эмоций и чувств определяется, прежде все ...

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
Биоэнергетический анализ Лоуэна На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно св ...

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятел ...