То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных рассуждений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня моральных суждений и разделил их на 6 стадий. Его теория нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по крайней мере в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно так, как предсказывает теория. В одном 20-летнем лонгитюдном исследовании 48 мальчиков Колберг и его коллеги обнаружили замечательное соответствие развития моральных суждений постулированным в теории стадиям.
Теория Колберга встретила много возражений. Некоторые исследователи пришли к выводу, что очень трудно в точности следовать инструкциям к довольно громоздким тестам Колберга и не менее трудно согласиться с предложенной им методикой оценивания в баллах ответов детей на его тесты. Много нападок испытала теория Колберга за положенный в ее основу принцип этического абсолютизма. Она не учитывала существенные культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах Колберг и сам признавал, что необходимо принимать во внимание социальные и моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. Он пришел к заключению, что постулируемая его теорией 6-я стадия морального развития может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим в разных культурах.
Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга. Они указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными суждениями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нравственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как правило, приходится в «кризисных ситуациях». Как бы высоки ни были наши моральные принципы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали.
Стадии морального развития по Л. Колбергу.
стадия |
Характер рассуждения |
Уровень I. Предконвенциональный (основанный на наказаниях и вознаграждениях) | |
1-я стадия. Ориентация на избежание наказаний и послушание |
Нужно подчиняться правилам, чтобы избе жать наказания |
2-я стадия. Наивный инструментальный гедонизм |
Нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личнывыгод |
Уровень 2. Конвенциональный (основанный на социальной конформности) | |
3-я стадия. Мораль «пай-мальчика», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей |
Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей |
4-я стадия. Мораль, поддерживающая власть и закон |
Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины |
Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на моральных принципах) | |
5-я стадия. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона |
Нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния |
6-я стадия. Мораль, ориентированная на законы свободной совести |
Нужно следовать универсальным этическим принципам |
Статьи по теме:
Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу
Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая пс ...
Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся ...
Нарушение динамики мыслительной деятельности.
Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И.М.Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.
Невозможно в достаточной мере проанализировать внутренние законом ...
Актуальное