Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить которые здесь просто нет возможности. Предубеждение предполагает существование своих — людей, которые, по мнению группы, обладают определенными желательными характеристиками, и чужих — тех, кто чем-то отличается от «своих», и поэтому являются нежелательными персонами.
Мы привыкли считать предубеждения и предрассудки взрослыми социальными установками, но осознание расовой принадлежности начинает развиваться очень. [19]
рано, еще в дошкольном возрасте. Так же как ребенок рано узнает, кто он — мальчик или девочка, чернокожий ребенок в Америке рано узнает что у него более темная кожа, чем у других детей, которых он видит по телевидению или на улице. Как маленькая девочка узнает, что строение ее тела отличается от строения тела мальчика еще до того, как поймет, что значит принадлежать к женскому полу в нашем обществе, так и чернокожий ребенок узнает о различиях цвета кожи и особенностях волосяного покрова еще до того, как поймет, что значит быть чернокожим американцем. Таким образом, этот ребенок сначала узнает, что отличается по внешнему виду от белых детей, а затем — что эти различия могут сделать его нежеланным в обществе белых детей или восстановить их против него. То же самое можно сказать о белых детях, живущих в районах, населенных преимущественно представителями национальных меньшинств. Предубеждения в нашем обществе развиваются в двух направлениях. Чего дети не понимают, так это того, почему принадлежность к той или иной группе приводит к социальной дискриминации. Ответ на этот вопрос они могут искать в течение всей своей жизни. []
Понимание групповых различий и того, что значит быть членом той или иной группы, является одним из аспектов социального познания. Социальное познание, в свою очередь, зависит от общего когнитивного развития. Таким образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и позволяет ему фокусировать внимание каждый раз только на одном измерении, будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по цвету кожи), должны быть похожи и по другим признакам. По мере того как дети становятся старше, они постепенно развивают способность видеть людей многомерными. В результате одного эксперимента, проведенного среди англо-говорящих и франко-говорящих канадских детей, было выявлено, что старшие дети имели более гибкие установки по отношению к детям другой языковой группы. Дети, достигшие в развитии мышления периода конкретных операций, реже приписывали отрицательные качества представителям другой языковой группы, чем дети, находящиеся на стадии до операционального мышления. [10]
Эта возросшая способность видеть людей многомерными встречает противодействие со стороны сильного стремления стоящих на пороге отрочества детей подчиняться групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не соответствует. Результаты исследования, проведенного в одном из небольших городов в Калифорнии, население которого состояло наполовину из чернокожих и наполовину из белых американцев, показали, что у старших детей, по сравнению с младшими, реже встречались друзья с другим цветом кожи. Было выявлено, что межрасовые дружеские отношения постепенно ослабевали от 4-го к 7-му классу. Исследователи пришли к заключению, что по мере того как дети становятся старше, общность признаков становится все более значимым основанием для дружбы. Может также иметь место и определенное давление со стороны других членов группы, препятствующее установлению и поддержанию дружеских отношений с членами другой группы. Это давление может проявляться с обеих сторон. Чернокожих детей, подружившихся с белыми детьми, могут заставлять прекратить эту дружбу, потому что они «предают» свою расу. Недавно проведенные исследования также показали, что чернокожих детей, которые хорошо учатся в школе, одноклассники часто считают «предателями» своей расы. Они подвергаются многочисленным насмешкам, и их часто исключают из групповой деятельности
Статьи по теме:
Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Совре ...
Эмоциогенные ситуации
Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношен ...
Строение деятельности
Основное, внешнее отличие высших форм жизни от низших, живой материи от неживой, заключается в активности и подвижности. Жизнь, во всех своих формах связана с движением, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более ...
Актуальное