Основные отрасли психологии

Страница 1

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развива­ющиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время систе­ма психологических наук продолжает активно развиваться (каж­дые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), пра­вильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или ба­зовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельно­стью занимаются. Эти области призваны давать знания, одина­ково необходимые всем, кого интересуют психология и поведе­ние людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кото­рых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключе­ния научных направлений, а специальные — выделяют вопро­сы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, об­щие и специальные отрасли психологии, связанные с образова­нием.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процес­сы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, во­ображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Лич­ность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциаль­ную психологию, возрастную психологию, социальную психо­логию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференци­альная психология выявляет и описывает индивидуальные раз­личия людей, их предпосылки и процесс формирования. В воз­растной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходя­щие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотноше­ния, явления, возникающие в процессе общения и взаимодей­ствия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной ор­ганизации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, свя­занную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопси­хология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных пси­хических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психоло­гической помощи. Юридическая психология рассматривает усвое­ние человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их диффе­ренциации.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Из истории применения принципа развития в психологии
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети двадцатого столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина. И.М. Сеченов наметил задачу ис ...

Типы темпераментов
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собствен ...

Религия в понимании Фрейда.
Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедея ...