Возникновение и развитие сознания

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Возникновение и развитие сознания

Страница 1

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми уча­стниками совместной деятельности сознается как цель их со­трудничества. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее орга­низации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каких либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе и их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. разделена и выражена в слове. Сознание, однако, существует не только в словесной, но и образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей со ответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действитель­ности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для обновления также необходимы совместная деятельность общение взрослого с ребенком, выделение, осознанное словесное обозначение цели взаимодействия. С самого, фило- и онтогенетического возникновения и развития сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), к0 тем становится средством мышления (обобщения). Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, до и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индиви­дуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза со­знания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на ба­зе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого со­знания имеет продуктивный, творческий характер человече­ской деятельности. Сознание предполагает осознание чело­веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осоз­нания этого, кроме получения возможности «видения» соб­ственной психологии, опредмеченной в творениях, для че­ловека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осоз­нанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является на­давленным на внешний мир. Человек осознает, что находится в его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы Рганов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный

Слова языка наполняются все более смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, при вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается сознании ее современников, и с изменением исторических ус­ловий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со­знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, инди­вид все глубже проникает в психологию живших до него наро­дов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозна­чить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает раз­виваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, куль­турного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в ос­новных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития чело­веческого сознания становится расширение сферы осознавае­мого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою оче­редь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-эко­номической революцией, которая со временем должна перера­сти в революцию культурно-нравственную.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Выбор профессии.
Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профорие ...

Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Пс ...

Типологические модели индивидуальных характеров
Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый ко ...