В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того фактора, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получило понятие – деструктивный или дистресс и конструктивный или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Большинство исследований затрагивает и акцентирует свое внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящены эустрессу.
В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.
Изменение физиологических параметров.
Пульс.
При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту.
При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту.
Артериальное давление.
При эустрессе – давление умеренно повышается.
Если возникает дистресс – давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.
Дыхание.
Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом.
Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.
Реакция кожных покровов.
Для эустресса характерно покраснение кожи.
Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение.
Температурные изменения.
Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара.
Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.
Двигательная активность.
Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе. Но многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций – чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте.
Изменение познавательных процессов.
Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления.
Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во время дистресса появляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек застревает на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее.
Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например, студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.
Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в состоянии дистресса – узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии дистресса также не понимает юмора и шуток.
Изменение деятельности.
Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность, очень часто делает невозможным её осуществление.
Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные и социальные отношения играют важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу исследования в психологической науке и практике.
Статьи по теме:
Теории интеллекта
Теоретики интеллекта не согласны друг с другом во многом, и довольно странно, что они пришли к минимальному согласию в вопросе о том, что же такое интеллект помимо способности гибко адаптироваться к окружающей среде. Рассмотрим некоторы ...
Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпре ...
Управление собственным мозгом.
Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов - чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять собственным мозгом.
Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным, - возможно, о том, ...
Актуальное