Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса

Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией – конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или однокурсниками в рамках учебной деятельности. А также проблемы, часто конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией.

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые – отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

В качестве практического примера наглядного изображения основных и доминирующих стресс-факторов возможно представить случай из психологической практики.

Клиент – девушка, студентка вуза, 19 лет. М.С. Наиболее типичными стрессовыми ситуациями являются:

1. общение в учебной группе,

2. ответ на экзамене по предметам специальности,

3. конфликт в семье с родной сестрой.

В первой доминирующие стрессогены являются результатом либо оценки девушки других студентов учебной группы в качестве источников ее коммуникативного стресса (черты внешности, манера, стиль общения, коммуникативные барьеры в результате общения с однокурсниками), либо проявления таких личностных качеств, как: заниженная самооценка, высокая личностная тревожность, напряженность, высокая личностная агрессивность (доминирование вербальной открытой агрессии).

Во второй ситуации (ответ на экзамене по предметам специальности - иностранный язык). Доминирующими объективными факторами стали: сложный учебно-коммуникативный материал, ограничение времени для ответа преподавателем. Субъективными факторами выступают: неуверенность в правильности ответа на экзамене, страх сделать ошибку.

В третье ситуации (конфликт с сестрой) в качестве источника самого конфликта можно рассмотреть различные взгляды сестер на способы ведения домашнего хозяйства. Упреки, претензии со стороны старшей сестры рассматриваются М.С. как стрессовые факты и одновременно они являются конфликтогеннами. Дополнительным личностным стрессогеном в данной ситуации выступает высокая чувствительность, ранимость, обидчивость, раздражительность М.С., рассматриваемые как проявления холерического темперамента.

Статьи по теме:

Общий обзор психических расстройств
Психические болезни обусловлены патологией головного мозга и проявляются в виде расстройств психической деятельности. К психическим болезням относят как грубые расстройства отражения реального мира с нарушениями поведения (психозы), так и ...

Общее понятие личности.
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое мест ...

Классификация методов психологического исследования
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Ели следовать методам системного подхода, важн ...