Содержание программы возможно разделить на три блока:
1 блок – психологическое консультирование;
2 блок – психодиагностический;
3 блок – психокоррекционный.
1 блок – Психологическое консультирование
Методы:
Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью.
1 ступень.
Первичная психологическая консультация.
2 ступень.
Плановая психологическая консультация.
3 ступень.
Специализированная психологическая консультация.
2 блок – Психодиагностический
Методы:
Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.
Психодиагностика предусматривает:
1) Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа является модель-схема психологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, «Самооценка» С.А. Будаси, «Самооценка» Г.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна, «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н. Эткинда.
Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.)
2) Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам.
Методы:
1. Наблюдение.
2. Интервьюирование, беседа.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь радостей», а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).
3 блок – Психокоррекционный
Данный блок представлен тремя программами.
Индивидуально-коррекционная программа
Основа программы:
Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».
Цель:
Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.
Задачи:
1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.
2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа.
3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».
4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация.
5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.
Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе.
Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы.
Статьи по теме:
Индивидуальные особенности мотивации
Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Так, например, психастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в формировании мотива не ...
Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной деятельности.
Необходимой базо ...
Основной психофизический закон.
Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они — величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выра ...
Актуальное