Содержание программы возможно разделить на три блока:
1 блок – психологическое консультирование;
2 блок – психодиагностический;
3 блок – психокоррекционный.
1 блок – Психологическое консультирование
Методы:
Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью.
1 ступень.
Первичная психологическая консультация.
2 ступень.
Плановая психологическая консультация.
3 ступень.
Специализированная психологическая консультация.
2 блок – Психодиагностический
Методы:
Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.
Психодиагностика предусматривает:
1) Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа является модель-схема психологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, «Самооценка» С.А. Будаси, «Самооценка» Г.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна, «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н. Эткинда.
Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.)
2) Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам.
Методы:
1. Наблюдение.
2. Интервьюирование, беседа.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь радостей», а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).
3 блок – Психокоррекционный
Данный блок представлен тремя программами.
Индивидуально-коррекционная программа
Основа программы:
Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».
Цель:
Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.
Задачи:
1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.
2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа.
3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».
4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация.
5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.
Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе.
Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы.
Статьи по теме:
Жизненный цикл семьи
Семейную жизнь можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла, состоящего из последовательности переходов от одного периода развития к другому, причем каждый период характеризуется своими собственными задачами.
Семенная жизнь начи ...
Соотношение темперамента и характера
Три понятия: конституция, характер и темперамент - получили следующий смысл.
Под конституцией понимают сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, заложены генотипически.
Только часть конституциональных ...
Этап развития речевого общения
Третий из выделенных нами этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научаясь с боль ...
Актуальное