Основные положения по теме «способности»:

Психологическая информация » Общие и специальные способности » Основные положения по теме «способности»:

Страница 1

Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.:

3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности; 2. определяющие успешность выполнения деятельности; 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Маничев С.А

.: 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация; 2. Темп обучения каким-либо ЗУН; 3. Наличие границ способности; 4. Нестандартность результатов; 5. Мера общественного признания; 6. Помехоустойчивость; 7. Уровень обобщенности, перенос. Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Эмпирические признаки способностей: 1. Уровень продуктивной деятельности; 2. Скорость научения;

(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность); 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда); 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности. Рубинштейн С.Л

.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей: 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей Рубинштейн

: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность). Талант - это способность к достижению высшего порядка. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; - осознание способности; - включенность способности в характер. Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями. Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Уровень развития восприятия
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ...

Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере
Однако руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере . При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствуе ...

Изучение психологических особенностей военнослужащего
Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями: Первый - сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина {анализ документов и беседа). Второй - наблюдение за подчиненными в ходе повс ...