В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития всеми перечисленными направлениями, обусловила тот дуализм биологического и социального, который на долгие годы стал преткновения для всей западной возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос: а что влияет больше – и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма.
Одно из таких попыток предпринял Г.С. Салливен приписал движущие начала не биологическим потребностям, а социальным. Воспользовавшись только что возникшей теорией межличностных отношений Салливен строит свою теорию возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития у него выступают первичная потребность в межличностных отношениях. Развитие сводится к процессу естественного развертывания данной потребности, и сменой шести возрастных стадий объясняется спонтанным вызреванием новых типов потребностей в общении; в подростковом периоде – гетерофилическая стадия – потребность интимного общения с лицом противоположного пола ( не половое влечение). Таким образом, нам следует отметить, что благодаря теории Саллевена психология подростка обогатилась такой важной проблемой как генезис общения.
Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.
Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описан этот период онтогенеза и специфику проблем. Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные содержательные представления ,которые выработали теории первого круга. Для их объединения необходимо было найти принцип, благодаря которому мозаичная картина подросткового кризиса приобрела бы целостность.
Помимо теоретических задач вставших перед психологии подросткового возраста на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем (наблюдение, эксперимент).
В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который показателем развития служило “степень взрослости ”. С помощью изменения “степени взрослости” он пытался преодолеть дуализм организма и среды, наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела. Исследования проводились в основанном в 1950 году Гезеллом Институте детского развития, однако их теоретическая база оказалась явно не достаточной, и мы не будем здесь останавливаться.
Эклектическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для разработки понятия “задачи развития ”, которые широко используются современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал Р. Хавигурст:
· достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола
· достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли
· приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела
· достижение экономической независимости
· выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности
· подготовка к браку и семейной жизни
Статьи по теме:
Формы проявления сознания
Этот раздел книги рассматривает мир человеческого общества, мир ежедневных человеческих проблем и решений, мир практического труда и взаимоотношений, мир суеты и духовной мудрости. Все формы проявления сознания, рассмотренные здесь, – эт ...
Психологический портрет руководителя.
Личность руководителя.
Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М.Шоу (1971г.). следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса ...
Кооперативный стиль.
При кооперативном стиле руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близо ...
Актуальное