Верования толпы.

Верование

- это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные

, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, и непостоянные

, господствующие короткое время.

К постоянным

относятся верования, служащие фундаментом цивилизации: христианство; феодализм; реформация; национализм; демократия; социализм. Внушить постоянное верование толпе нелегко, и также нелегко его уничтожить, это происходит не иначе, как при помощи революций, и только тогда, когда верование потеряло свою власть. Верование близко к краху тогда, когда оно подвергается обсуждению, поскольку представляет собой всего лишь фикцию. Период между крахом одного верования и становлением другого переживается как анархия. "Общие верования необходимы для поддержки цивилизаций, т.к. они дают известное направление идеям и только они одни могут внушить веру и создать долг".[9]

Инстинктивно народы защищают свои идеологии со всей присущей толпе нетерпимостью, что надо признать, благом - ведь на них держится культура. Стоит только появится и утвердится в душе толпы какой-нибудь новый догме, она немедленно становится вдохновителем всех ее учреждений, ее искусства и ее поведения. Власть верования над душами абсолютна. Люди только и мечтают о реализации, законодатели хлопочут об его применении в жизни, философы же, артисты и литераторы занимаются его разъяснением, воспроизводя его в различных формах. Если власть тирана преходяща, то власть верования абсолютна, долгое время не подвластна времени. Нелепость идеологии не помеха. Торжество верования возможно при условии, если в верованиях заключается какой-нибудь таинственный вздор; так что очевидная нелепость некоторых современных верований никак не может препятствовать им овладеть душою толпы.

Непостоянные верования

рождаются и исчезают вместе с каждой эпохой - таковы направления литературы и искусства: романтизм, натурализм, мистицизм; политические партийные идеологии (часто самые разные партии исповедуют, в сущности, одну и ту же идеологию). Если рассмотреть историю Франции в течение тридцатилетнего периода - от 1790 года по 1820 года, то сначала толпа была монархической, затем - революционной, потом исповедовала идеалы империи и, в конце концов, вернулась к монархии. В религии цепочка переворотов пристрастий толпы за этот же период следующая: католицизм - атеизм - деизм - католицизм. Аналогичные метаморфозы произошли не только с толпой, но и с ее вожаками - те же самые члены Конвента стали верными слугами сначала Наполеона, а затем - Людовика XVIII. В России, например за последнее столетие толпа была монархической, потом революционной, затем исповедовала социализм и стремилась к коммунизму, но в итоге теперь движется к демократии. И это ещё не конец. Моментально меняются представления в отношении стран, с которыми начинают войну или заключают мир. Факторы, увеличивающие число непостоянных мнений, следующие: расшатывание постоянных верований; могущество толпы, ее автономия; печать, распространяющая противоположные мнения. Вследствие действия данных факторов правительство уже не может эффективно управлять толпой, и сама толпа заставляет следовать за собой политиков. Сиюминутная изменчивость мнений приводит к тому, что они обесцениваются, политические идеологии становятся похожи друг на друга, а более или менее образованные люди заражаются скептицизмом.

Конечно, размывание общественного мировосприятия - симптом упадка. Но зато подобное состояние и порождает свободу слова. Когда какая-то идея завладеет массами, она получит над ними тираническую власть, а поскольку толпа непостоянна, полное разрушение цивилизации неминуемо. "Если что-нибудь и в состоянии отсрочить час окончательного разрушения, то это именно такое всевозрастающее равнодушие толпы ко всякому общему верованию".[10]

Статьи по теме:

Психометрический подход
Одна из первых с начала XX в. теорий интеллек­та состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источ­ником индивидуальных различий, наблюда ...

Стресс.
Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно бол ...

Кризис 7 лет
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны ...