Заключение.

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.

Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.

Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:

§ без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;

§ блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;

§ устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;

§ не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;

§ четко выполнять приказы руководства;

§ без необходимости не подпускать к себе людей;

§ постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;

§ не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;

§ следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;

§ для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обучение старших офицеров;

§ переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.

[1] Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.

[2] Это классификация по Гюстову Либону.

[3] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.

[4] Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.

[5] Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.

[6] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С. 208.

[7] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.

[8] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.

[9] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.

[10] Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.

[11] Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.

Статьи по теме:

Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задач ...

Оценка химической обстановки
Под химической обстановкой понимают совокупность последствий химического заражения местности сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) или отравляющими веществами (ОВ), оказывающих влияние на деятельность объектов народного хозяйства ...

Общепсихологический подход к изучению эмоций.
Изучение мозговой организации эмоций – новая и сравнительно мало изученная область нейропсихологии. Это объясняется сложностью данной проблемы, недостаточностью ее общей теоретической разработки, а также методическими трудностями изучения ...