Наличие или отсутствие прикладного характера по урегулированию конфликтов при их рассмотрении можно увидеть уже на этапе определения сущности конфликта. Ряд определений, описывая феномен, носят методологический характер и полезны для своих целей. Другие же приближают нас к видению не только явления, но и предоставляют возможность работы с ним. Так, например, в прикладной конфликтологии конфликт определяется как реальное или мнимое столкновение интересов двух или более сторон, воспринимаемое хотя бы одной из них как угроза собственным интересам.
Суть урегулирования, таким образом, проста и состоит в том, чтобы увидеть столкнувшиеся интересы и удовлетворить, развести их.
Вообще структурными элементами для анализа конфликта с целью его урегулирования являются:
· Состав конфликтующих сторон и других участников (сочувствующие, подстрекатели, примирители, консультанты, невинные жертвы и др.);
· Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие;
· Представление о ситуации каждым из участников;
· Мотивы (в том числе осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные);
· Действия конфликтующих сторон - результат одновременно неосуществимых мотивов и целей, наличия разногласий.
Действия конфликтантов как диагностический признак конфликта.
Именно по действиям зачастую узнают о там, что конфликт начался. Это его видимая и демонстративная часть.
Так основными видами действий, которые другая сторона оценивает как враждебные являются:
· создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;
· невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
· захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;
· нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);
· унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);
· угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
· физическое насилие.
Действия имеют свои особенности. Например, часто случается, что те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, сами так не считают и даже не подозревают, что действуют "против" кого-то. Им эти действия могут казаться вполне нормальными или случайными, или же просто необдуманными. Иногда выяснение уже этого обстоятельства бывает достаточно для снятия напряжения между сторонами. Но иногда никакие оправдания не рассеивают убеждение другой стороны, что действия были намеренно враждебными, специально направленными против нее. В оправданиях она видит лишь фальшь и хитрость, что еще более ухудшает отношения. Для выявления состояния конфликтных отношений и их оценки существует ряд методов и процедур, которые могут применяться как на этапе изучения конфликта, так в ходе непосредственного его разрешения. К их числу можно отнести известные отечественные и адаптированные тесты и опросники, подробный анализ которых имеется в специальной литературе. Хорошо зарекомендовал себя, ра зработанный нами опросник дифференциальной оценки отношения к конфликту.
Принципы урегулирования и классификация причин конфликтов.
Для того чтобы процесс урегулирования начался необходимо соблюдение ряда принципов и условий. К их числу следует отнести:
· Принцип добровольности участия сторон в урегулировании. Позволяет запустить и поддерживать процесс урегулирования.
Статьи по теме:
Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии.
Для беременных женщин ив Росси и за рубежом чаще всего пишут врачи, поэтому вопросы психологического состояния женщины в период беременности отражены в них, на наш взгляд, довольно слабо.
Однако в книгах зарубежных авторов затрагивается ...
Кинестетические показатели (М. FM,
m)
Психологическая интерпретация кинестетических показателей — самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Считается, что этот показатель наиболее интимно связан с внутренним миром личности, хотя существуют разные точ ...
Психология службы сервиса.
Психология сервиса – одна из отраслей психологии. Здесь, в сфере услуг, общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение обслуживающего персонала с клиентурой характеризуется особенностями, которые отсутствуют в тр ...
Актуальное