Самоактуализация осуществляется через самопознание и самовоспитания.
Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины , а ради формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание – это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и к собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. «Каким я должен быть?», чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать самого себя.
Самовоспитание и самопознание, являются необходимыми условиями для личности, которая уважает и любит себя. Любовь к себе нельзя путать с эгоизмом, эгоист тем и отличается, что не в состоянии любить вообще никого. Если начинать самовоспитание с отвращения к себе, ничего не получится.
Отвращение к себе неизбежно вызывает беспощадность к любящим людям, что в свою очередь, вызывает новый виток отвращения к себе.
Выход из этого – перестать быть источником страдания для себя, стать источником постоянного процесса радостного самосовершенствования.
Это процесс, осуществляемый постоянно, - любое событие становится поводом для беспрерывного самопознания и самовоспитания.
Процесс самопознания сам по себе не обещает ничего приятного. Наоборот, осознавая постепенно свои поступки и защитные механизмы личности, управляющие ими, человек будет испытывать горечь. Но эта горечь целительна в том случае, если ведет к конечной цели самопознания – самовоспитанию и дальнейшей самоактуализации.
Духовное развитие человека – это длительный, непрерывный процесс полной трансформации, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширение внутреннего пространства личности. Неудивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными и эмоциональными расстройствами и дискомфортно – кризисным душевным состоянием.
У современного человека эти проблемы проявляются все чаще, с угрожающей быстротой.
Для человека с низким уровнем духовного развития существование сводится к осуществлению личных желаний, чтобы жить в ладу с собой, ему достаточно формально выполнять предписание морали общества, в котором он существует, не задумываясь об их сущности. При начальной стадии самоактуализации наступает душевная трансформация, часто сопряженная с чувством неудовлетворенности и внутренней пустоты, нереальности и суетности будничности жизни. Это первый кризис на пути духовного самовоспитания. Часто он характеризуется чувством вины, раскаяния, тяжелой депрессией. Если личность, находящаяся в процессе самоактуализации, сумеет пройти первый душевный кризис, осознать реально, что с ней происходит, за кризисом последует подъем и выход на новую ступень духовного развития. На этой стадии у человека рассеиваются многие сомнения, решаются многие внутренние вопросы, появляется ощущение уверенности. Кажется, что прежняя личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезает, а на ее месте возникает новый человек, исполненный симпатии, стремлений к добру и справедливости. Это состояние подъема может продолжаться довольно долго, но ему всегда приходит конец.
Для личности, занимающейся самоактуализацией очень важен второй кризис, кризис духовного преображения. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу перемен, фазу депрессий и, наконец, фазу душевного успокоения. Так, гусеница, превращаясь в бабочку проходит стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.
Чем дальше и дальше длится процесс самоактуализации личности, тем более явственны периоды кризисов, необходимых для новой ступени развития личности и духовных подъемов, отмечающих этапы самосовершенствования.
Проходя длительный, бесконечный процесс самопознания, человек неизбежно приходит к вопросу-«Что есть Зло и что есть Добро?».
В каждом человеке «плюсов» и «минусов» практически поровну, что перевешивает и в какую сторону пойдет духовное развитие личности? Куда качнется маятник? Откуда в человеке стремление к злу? Является ли стремление к злу проявлением животных, первобытных сил в человеке?
В природе не существует понятия «зла» и «добра». Никто из представителей животного мира не совершает осознанно жестоких, садистских, поступков, вся кажущаяся жестокость животного мира основана на бессознательных, биологически целесообразных и непроизвольных природных импульсах. Что же в таком случае отличает человека от животного? Можно считать, что интеллект. Но только ли интеллект?.
Статьи по теме:
Нравственная сторона дружбы.
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстоян ...
Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, ...
Характеристика нервной анорексии.
Анорексия нервная,
заболевание, характеризующееся потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своем внешнем виде и глубокими обменными и гормональными нарушениями. Возможны также утрата аппетита, прекращение мен ...


Актуальное