Биологический подход

Страница 1

Если психометрический подход направлен на опреде­ление того, чем индивиды отличаются друг от друга с точки зрения их умствен­ных способностей, то биологический стремится понять внутреннюю локализацию способностей либо с точки зрения их функционирования (мозг и центральная нервная система), либо в связи с их наследованием (гены) [12;137]. Выдвигались самые разные биологические теории.

Самые ранние из них тяготеют к обобщениям. Одна из наиболее влиятельных теорий принадлежит Геббу, который различал два типа интеллекта: А и В. А — это врожденный потенциал, биологически детерминированный, спо­собный к развитию. Гебб описывал его как «обладание хорошим мозгом и отлич­ной нервной проводимостью». Интеллект В — это функционирование мозга, обес­печивающее развитие. Он обусловливает средний уровень успехов зрелого чело­века. Хотя при определении и того, и другого вида интеллекта равно необходимо совершить умозаключения, выводы об интеллекте А, по мнению Гебба, являются гораздо менее непосредственными, чем о В. Ученый утверждал, что большинство разногласий, касающихся интеллекта, — это утверждения об интеллекте А, или врожденном потенциале, а не об интеллекте В — зрелом функциональном уровне. Гебб также выделил интеллект С, представляющий собой баллы, полученные при тес­тировании. Он служит основой для определения любого из других типов интел­лекта.

Больше всего Гебба интересовал интеллект А, и его нейропсихологическая те­ория об организации поведения — это попытка понять именно тип А. Ядром ее является представление о локализации клеток. Гебб выдвинул предположение, что повторные стимуляции определенных рецепторов приводят к формированию скопления клеток в мозге. У людей, обладающих большими умственными способ­ностями, такие локализации более развиты, чем у других.

Влияние на исследования и тестирование интеллекта оказала также и биоло­гическая теория Лурии. Исследователь выдвинул предположение, что мозг — это высокодифференцированная система, части которой отвечают за различные аспекты целого. Иными словами, отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия само­го разного рода. Ученый допустил, что в мозге содержится три основные едини­цы. Первая — ствол мозга и структуры среднего мозга, она отвечает за возбужде­ние. Вторая отвечает за входящие сенсорные функции. Третья — лобная часть коры головного мозга, она отвечает за организацию и планирование.

Некоторые биологические теории сфокусированы на связи между специали­зацией полушарий и интеллектом[12;139].

Сперри доказывал, что каждое полушарие ведет себя во мно­гих отношениях как самостоятельный мозг. Сперри сделал вывод, что визуальные и пространственные функции являются преимуществом левого полушария. Од­нако возникли споры вокруг того, полностью ли отвечает левое полушарие за язы­ковые способности. Леви в дальнейшем применил теорию Сперри к информационным процессам, отметив, что в левом полушарии стимулы обрабатываются и анализируются, в то время как правое воспринимает их в целом.

Газзанига утверждал, что правое полушарие мозга организовано как модули, относительно независимые друг от друга единицы, функционирующие параллельно[6;98]. Многие из них активизируются на уровне, который, не будучи сознательным, параллелен уровню осознанного мышления, что способствует процессу сознания. В левом полушарии эти модуль­ные процессы подвергаются обработке. Способ восприятия им действий индиви­да не является понятным и не создает какого-либо определенного смысла. Ины­ми словами, наши мысли относительно ясны в отличие от нашего понимания их. Некоторые сторонники биологической теории обращают внимание на то, что интеллектуалы действуют и думают быстрее, чем люди, обладающие меньшим интеллектом. Они объясняют это различие скоростью работы нервной системы, или механизмами нервной проводимости.

Изучение продолжительности реакции первоначально подтвердило это пред­ставление об интеллекте. Исследования продемонстрировали, что большее изменение в скорости реакций на стимулы (например, свет) связано с низкими оценками, полученными при тестировании способностей[12;140].

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Гендер и стратификация
В течение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия. Авторы писали свои труды так, как будто женщин не существовало, или будто они считали, что при анализе не ...

Скрытое управление собеседником, возможности противостояния.
Манипуляция — это скрытое управление собеседником против его воли. Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если цель манипулятора — получить лич­ную выгоду за ...

Способы и методы определения причин конфликта
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть его в следующем: · определите про ...