Биологический подход

Страница 2

Одним из наиболее популярных биологических подходов является проверка связи между активностью мозга и интеллектом. В большинстве таких работ для измерения активности мозга исследуются вызванные потенциалы, которые пред­ставляют собой электрические реакции мозга во время прохождения (трансмиссии) нервного импульса. Хендриксон и Хендриксон выдвинули ги­потезу, что ошибки случаются при прохождении информации через кору мозга[6;98]. Эти ошибки, совершающиеся, вероятно, в синапсах, влияют на изменение вызван­ных потенциалов. Следовательно, у индивидов с нормальной нервной системой, передающей информацию точно, правильные и доступные воспоминания сфор­мируются быстрее, чем у тех, чья система «не отлажена» и поэтому делает ошиб­ки при передаче импульсов[12;140]. Корреляция между измерением вызванных потенци­алов и IQ у таких индивидов весьма устойчива, однако ее значение туманно и не могло быть повторено.

Один из наиболее интересных аспектов биологического изучения интеллекта предполагает проверку показателей метаболизма глюкозы в коре головного моз­га. Ричард Хейер и его коллеги выяснили, что у более интел­лектуальных людей уровень метаболизма ниже. Этот вывод позволил предпо­ложить, что более интеллектуальные индивиды прикладывают меньше усилий, такие задания. Однако суть установленной взаимосвязи нужно еще доказать. Остается непонятным: то ли более сообразительные люди затрачивают меньше глюкозы, то ли ее низкий метаболизм способствует проявлению более вы­сокого интеллекта[12;140].

Наконец, рассматривалась роль наследственности при определении интеллек­та. Этот предмет был тщательно изучен Стернбергом и Григоренко. Выяснилось, что приблизительно половина всех расхождений в баллах IQ объясняется генетическими факторами[12;141]. Процентное соотношение варьируется в зависимости от возраста; однако способ­ность передавать IQ по наследству обычно увеличивается с возрастом. Также важ­но отметить, что многие исследователи доказывают невозможность четко разде­лить влияние наследственности и окружающей среды, отмечая, что нужно сосредоточиться на понима­нии того, как наследственность и среда совместно обусловливают интеллект или оказывают на него влияние.

Существует множество различных биологических подходов к изучению интел­лекта[6;100]. Они дают интересное понимание связи между способностями и мозгом. Исследователи анализируют и количественные, и каче­ственные различия между людьми. Следует отметить, что далеко не каждый, занимающийся биологическим направлением, считает его единствен­ным путем к пониманию человеческих способностей. Биологические измерения помогут пролить свет на когнитивные процессы, равно как изучение когнитивных процессов позволяет понять биологическое функционирование.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Проблема личности в работах В.С. Мерлина
Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой ...

Методология психологии
Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое ос ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...