В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др.
Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее.
Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов (по Л.С.Выготскому). Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказывается связанными друг с другом (Выготский, 1996). Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.
По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:
· психоаналистическую,
· интеракционистскую,
· культурологическую.
В психоаналистической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей (См. И.С.Кон, 1980).
Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г.Мид, У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий) (См. Мид: 2000), т.е. как интерсубъектный процесс.
Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.
Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический, образно-символический, интеллектуально-концептуальный (См., например, К. Блага и М. Шебек (Блага и Шебек: 1991).
На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.
На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние приобретают значение символа.
Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать новые значения через комбинации существующих значений.
Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А.Ядовым, который представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции (См. Ядов: 1998 ). Самореализация в этой концепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива и общества.
Статьи по теме:
Развитие головного мозга в онтогенезе.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза играют исключительно важную роль в развитии головного мозга. Развитие и свойства этого органа определяются прежде всего генетическими факторами. Генетические исследования выявили гены, ...
Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и ...
Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение ...
Актуальное