Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой - проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют школьники к своей будущей профессии.
Ориентации школьников (%)
|
Предпочтительные качества будущей профессии |
Москва |
Подмосковье |
|
Требует высокой квалификации, новых знаний |
36% |
22% |
|
Высоко оплачивается |
58% |
76% |
|
Самостоятельная |
13% |
19% |
|
С гарантией от безработицы |
25% |
43% |
|
Не вредна для здоровья |
47% |
42% |
|
С нерегламентированным рабочим днем |
17% |
8% |
|
Требует предприимчивости, изобретательности |
21% |
18% |
|
Престижная |
37% |
30% |
|
Связана с разъездами, новыми впечатлениями |
25% |
23% |
|
Не требует физического и умственного напряжения |
4% |
9% |
|
Интересная |
6% |
— |
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных ориентаций: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков (34%) и значительно меньше девочек (24%).
Второе по значимости качество для будущей профессии - не вредная для здоровья, по-видимому это связано с ухудшением экологической ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Третье по наполняемости ответов требование к будущей профессии - гарантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и 33%).
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей, чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высокоурбанизированных центров, каковым является Москва.
В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд, нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда, гарантиям от безработицы.
Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением родителей)
Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их родителей), %
|
Контингент |
Намереваются стать | |||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
|
9-е классы | ||||||||||
|
подростки |
- |
5,5 |
38,8 |
11,4 |
2,5 |
4,5 |
3 |
0,5 |
20,4 |
11,9 |
|
родители |
2,2 |
5,6 |
40 |
8,3 |
3,9 |
7,8 |
2,8 |
0,6 |
0,4 |
11,8 |
|
10-11-е классы | ||||||||||
|
подростки |
0,5 |
5 |
28,1 |
14,3 |
2,5 |
4,4 |
3,5 |
1,5 |
15,8 |
- |
|
родители |
0,5 |
11,8 |
39,6 |
8 |
3,2 |
8,6 |
1,6 |
1,1 |
- |
0,6 |
Статьи по теме:
Предмет и область применения педагогической антропологии.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменен ...
Подготовка специалистов за рубежом.
Необходимость в усилении конкурентоспособности неизбежно требует от руководства завода вкладывать деньги в совершенствование обучения - как отдельных людей, так и групп, и организации в целом. Для того чтобы повысить уровень знаний в обла ...
Экстравертные иррациональные типы
Следующие два типа относятся к экстравертным иррациональным типам: ощущающий и интуитивный. Их отличие от рациональных состоит в том, «что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия». Он ...


Актуальное